Перейти к содержанию

Символика креста в разных языческих традициях


Lyt

Рекомендуемые сообщения

Детальный разбор этого символа с позиции языческого жреца Ставра.

 

Крест и Огонь

(Слово о Кресте)

 

А не пристало ли нам время, други, да о Кресте поразмыслить? Что значит знак сей? Истинно ли иные рекут, что смысл знака сего - в победе над Смертью спасителя ихнего?...

 

Також скажем слово и о связи Креста и Огня, како Предки ведали, како и мы о том мыслим.

 

Потому зачнём обо всё по порядку.

 

АЗ) Крест

 

Крест, вопреки широко распространённому ныне мнению, отнюдь не является христианским символом. Классический четырёхконечный крест есть один из древнейших священных знаков (како и Коловрат, то бишь - свастика). Распространено мнение, что Крест, как и Коловрат связан с Солнцем и Солнечными (Светлыми) Богами. Отчасти сие верно, но - обо всем по порядку. История возникновения Креста теряется в глуби тысячелетий, и уж конечно, символ сей много более старше, нежели чем само христианство как учение. Наиболее древние изображения Креста датируются примерно XII тысячелетием до н. э. География распространения этого символа также вельми широка. Кресты и крестообразные знаки обнаруживаются практически у всех народов во всех частях Света - в Индии, Китае, Полинезии, Греции, Египте (знаменитый "анкх"), а також в Шумере. Посему определить, где именно находится родина сего символа ныне не представляется возможным. Наипаче иных в наше время известен так называемый "кельтский крест" (названный тако по территории наибольшего распространения) представляющий собой Крест, вписанный в круг. Примечательно, что известный средь христиан и зело почитаемый Валаамский крест, что на Ладоге, в точности повторяет своим строением крест кельтский. На территории расселения славян и балтов кресты и крестообразные формы встречаются не менее редко, в частности, на глиняных кувшинах жителей трипольских поселений, что располагались на среднем течении Днепра (по времени - примерно два-три тысячелетия до н.э.). Многочисленные крестообразные амулеты - Обереги также были широко распространены и в дохристианской Руси, и в Скандинавии. Большая часть таковых Оберегов являет собой крест, вписанный в круг, что может означать, по словам ряда исследователей, заклинание окружающего пространства, четырёх сторон Света (и о том - далее скажем). Либо являть собой символ Всемирья, и о том також скажем далее. У балтов Крест был обозначением Солнца, и в этом случае, егда Крест (инакоже - два Креста) делит круг на части, концы оного учёные мужи трактуют как лучи Солнца. Известны у балтских народов и такие разновидности Креста, как: Крест-Оберег от нежити всякой (Lietuvena Krusts), "Огненный Крест" (Uguns Krusts) - сходный своим начертанием со Свастикой, "Крест Перконса" (Perkona Krusts), он же - "Громовой Крест", являющий собой в основе четырехконечный Крест, каждое окончание коего делится ещё на две заострённые части. Таковой же знак на Руси именовался "Перунов Крест". Известен також и финский (косой) крест, в форме буквы Х, коий на Руси, по словам ряда учёных мужей, почитался "женским" Крестом. Потому же и в основе Символа Плодородия (Жита, засеянного поля - ромба с точками по четырём углам оного) також явно виден косой, Х-образный Крест (бо Земля, Земное Начало издревле почиталось Женским, Небесное же - Мужским). Сей же Х-образный Крест служит ещё и оберегом от мора. Наряду со многими другими, доказательством сему является зимний обряд "освящения" скота, творимый в канун Велесова Дня, в заключение коего через скот КРЕСТООБРАЗНО перебрасывается топор.

 

БОГОВ) Крест и Огнь

 

Ныне принято считать, что само название Крест происходит от общеиндоевропейского корня cru (русские слова "круг", "кривой"), иже и значит "искривлённый" (буквально - "не прямой"). Сие, однако, верно лишь отчасти, и бытует другая точка зрения, согласно которой слово Кръст (кръс) означает Огнь. В пользу сего говорит тот факт, что, согласно ряду исследований, слово "крес" восходит також и к санскритскому корню kr, коий имеет значение "бить", "поражать", и связан с твёрдыми камнями, кои способны высекать искры. Сие же и подтверждается таковыми славянскими словами, как "кресало" - огниво, "кресити" ("кресать") - высекать искры, добывать Огнь. Також стоит добавить, что в пользу связи Креста с Огнем говорит и то, что Т-образный крест (tau) представляет по своему строению ни что иное, как условное изображение приспособления из двух палочек для добывания Огня путём трения. Потому прямая связь слов Крест и Огнь явно наличествует.

 

Ряд сведущих людей указывает такожде на семантическую связь слов "краса" и "крес". И сие не лишено оснований, ибо само слово "краса", "красота" означает "светлый", "яркий", "огненный" и находится, како мыслим, опять-таки в родстве со словом Огнь. Добавим, что многие учёные мужи рекут, что в славянских языках само слово "краса", "красный", "красивый" происходит от слов "пламя", Огнь, "пожар". Поистине так это, ибо Огнь завсегда средь Предков наших в почтении был. И тот Огнь, что в очаге домашнем горит, тепло да пищу дарит, Зимой согревает, и тот Огнь, коий на обрядах С-Правных во Славу Богов Родных жрецы возгнетают, и Огнь Крады Погребальной, на крылах жарких-палящих коего Дух умершего в Ирий Светлый возлетает.

 

На Руси Огнь Земной почитался меньшим братом Огня Небесного (Солнца - Даждьбога) и, соответственно, младшим сыном Сварога (Сварожичем, Огуней, Огником, Огонешком) в Литве и Беларуси Огнь Земной именовался Знiчем и, по всей вероятности, також почитался отдельным самостоятельным Божеством - до относительно недавнего времени в Литве бытовало поверье о том, что Перкун в особое время странствует по Земле вместе с Богом Подземья (Велесом?) и наблюдает за людьми - сохраняют ли они неугасимым Священный Огнь? Наряду с этим существовало средь наших Предков (и существует по сию пору средь нас!) представление о Подземном Огне (именуемом "Жыж". Ср. укр. "жижа" - Огнь), коий странствует под Земью, испуская из Себя жар и пламя.

 

При возжигании Огня во дому приговаривают: "Святый Огонешек, дайся нам!" Плевать в Огнь, а також в общем непочтительно относится к нему считается величайшей хулой на Богов Дар.

 

По особо важным Святодням Кологодным добывается "Живой Огнь" ("Царь-Огнь", "Новый Огнь", "Ватра" у сербов, "Bozi Ohen" у чехов) - берётся кусок древа с углублением, в кое вставляется твёрдый сук, обвитый сухими травами и вращается до тех пор, пока не появится пламя.

 

ЗА СЕМЬЮ РЕКАМИ ЗА СЕМЬЮ КАМНЯМИ

НА КРАЮ ЗЕМЛИ У ВЫСОКОЙ ГОРЫ

ЗЛАТА КУЗНЯ СТОИТ ЖАРКИЙ ЖАР В НЕЙ ГОРИТ

КАК ПРИХОДИЛ ВО ТУ КУЗНЮ БЕЛОЙ КУЗНЕЦ

КАК РАСКАЛЯЛ ДО БЕЛА ОН БУЛАТНЫЙ МЕЧ

КАК УДАРЯЛ ПО НЕМУ ТЯЖКИМ МОЛОТОМ

КАК ВЫСЕКАЛ ОН ДВЕ ЯСНЫЕ ИСКОРКИ

ОДНА ИСКОРКА НА НЕБЕ ДАЖЬБОГОВ СВЕТ

А ДРУГА НА ЗЕМЛЕ СВАРОЖИЧ-ОГОНЬ

НАД ОГНЕМ ТЕМ КУЗНЕЦ ДЕСНИЦУ ПРОСТЕР

ОТ ОГНЯ ТОГО МЫ ВОЗЖЖЕМ СВОЙ КОСТЕР

ПУСТЬ ВОВЕК ГОРИТ НАМ ТЕПЛО ДАРИТ!

ГОЙ! СВА! СЛАВА! СЛАВА! СЛАВА!

 

Також и Требы Богам Светлым и Предкам Славным нашим, иже во Сварге ныне сущи, на Огнь приносятся. Да и на Освящение Места Богова, кое всякому обряду С-Правному предшествует, рекут Слова Вещие-Обережные, к Огню обращаясь:

 

КОЛО-ОБЕРЕГ СОРОК СОРОКОВ

ТРИЖДЫ ПО СОРОК СОРОКА ДОРОГ

ОГНЬ-ПЕРЕКРЕСТ ОБЕРЕГ ОКРЕСТ!

ОГНЬ-ПЕРЕКРЕСТ ОБЕРЕГ ОКРЕСТ!

ОГНЬ-ПЕРЕКРЕСТ ОБЕРЕГ ОКРЕСТ!

ГОЙ!

 

С Огнем связано множество других очистительных Обрядов. Например, по поверьям, в случае подозрения на сглаз, надобно попытаться достать какую-нибудь вещь (лоскут одежды, что-либо из вещей, с которыми человек часто соприкасается) либо клок волос того, кто является предположительным виновником сглаза, а затем сжечь его на Огне. При сём больной вопрошает, как бы обращаясь к Огню:

 

"Что куришь?"

 

Особливый сведущий человек ему отвечает от имени Огня:

 

"Курю уроки, призороки да лихие оговоры!"

 

Больной:

 

"Кури гораздо, чтобы вовек не было!

 

От имени Огня человек речет:

 

"Уроки, призороки,

Подите в чистые поля,

Во зелены луга!

Со двора-то со дымом,

Со поля-то с ветром!"

 

Из сего же следуя, можно с большой долей вероятности предположить, что и слово "огнищанин", то бишь - человек, имеющий огнище, домашний очаг, синонимично слову "КРЕСтьянин". Бо и там, и там присутствует обозначение владения домашним Огнём ("кресом") - вспомним, что и в "Повести Временных Лет" слово "дым" используется в качестве обозначения жилища, дома. Посему смехотворно ныне выглядят попытки иных "истинноверующих", кои пытаются увязать слово "крестьянин" со словом "христианин", от коего оно, якобы, и произошло. Это неверно ещё и потому, что как раз крестьяне-то и были, собственно, крещены "во Христе" много позже других на Руси. Внедрение христианства шло именно с "верхов", с князей и прочей знати. Деревня русская ещё очень долгое, после официального крещения, время была языческой. Из всего вышеозначенного можно сказать - Крест есть отображение, зримый образ Огня.

 

Касаемо же Солнца надобно заметить, что Оно мыслится рождённым от Все-Вышнего Огня, и является Огнём Небесным. Огнём Земным же является Огнь домашнего очага, Огнь костра обрядового, иже и есть младший брат Огня Небесного. Потому связь Креста и Солнца також присутствует.

 

ВЕДАЮ) Крест и стороны Света

 

Ежели встать ликом своим к Восходу, то бишь, к тому краю, с коего Солнце Трисветлое, сиречь Щит Даждьбогов, Мир Явленный освещать да согревать начинает, то ошую (то бишь - слева) будет Север (Полночь), Земля Предков, она же - Вельи Луга, откуда Духи Предков наших зорко следят за потомками своими, дабы по Прави Вышней Стези во Яви торили. Север - сокрытое отображение Мира Мёртвых. Одесную же будет, соответственно, Юг (полдень), сиречь - сокрытое отображение Яви, нашего Мира, коий Богами Родными нам завещан. Сие есть Мир Живых. И, наконец, позади окажется Запад - туда Солнце заходит, там чертоги неведомые Тёмных Богов, владения Самого Чернобога, Марены и Кощея. Таковая ориентация по сторонам Света издревле Предками нашими использовалась, и ныне используется теми из сородичей наших, кто Старый Покон чтит. Також и до сего времени Чуры Светлым Богам на капищах ставятся таковым образом, чтобы сородичи, в обряде в Их честь участвующие, были лицами своими к Востоку обращены. Вход на капище же полагается делать с Запада. Потому и выходит, что человек, к Столпам Боговым приходя, совершает восхождение из Нижнего Мира (с Запада) в Верхний (на Восток). Интересно також заметить, что, восходя на капище Богово, человек проходит меж двух Огней, кои Дух его очистить призваны. И не сие ли действо можно назвать словом "крещение" (либо - "кресенье")?

 

Сии четыре вышеозначенных стороны Света полностью соответствуют четырём лучам креста. То бишь - Восток - Север - Запад - Юг. Сие же подтверждается и тем, что Столп Свентовита, Бога Богов у западных славян, имел именно четыре главы (что полностью соответствует символике Креста), сие долженствовало отображать наглядно власть Бога над всеми четырьмя сторонами Света, и (условно) четырьмя Мирами соответственно. Також и не менее известный "Збручский идол", иже есть изображение Всебожья Родова, о четырёх гранях. Посему Крест - отображение сторон Света.

 

ГЛАГОЛЮ) Крест и Кологод

 

Всем ведомо, что Родноверческий календарь, отображающий Годовое Коло, выполнен в форме круга. Тако Предки деяли, також и мы ныне деем. И ежели на круге сием, Годовое Коло отображающем, отметить четыре важнейшие точки, связанные с положением Солнца - иже есть точки Солнцеворотов - Зимнего и Летнего, а також точки двух Равноденствий - Осеннего и Весеннего, а затем провести от оных друг к другу две линии, меж собой пересекающиеся, то також получится ни что иное, как Крест, вписанный в круг. Каждая из четырёх разделённых частей круга сего отображает своё время Года - Осень, Зиму, Весну и Лето. И не сию ли символику повторяют многочисленные древнерусские "четверочастные" обереги? Також тут надобно сказать слово о четырёхкресной свастике (Коловрате). Четырёхкресный Коловрат представляет собой тот же самый Крест, но с загнутыми концами, что и долженствует символизировать собственно КОЛОВРАЩЕНИЕ, то бишь - вращение по кругу, Коловорот Сил (в одном из значений сего понятия). В Годовом Коло результатом сего вращения является перетекание Зимы в Весну, Лета в Осень - и тако бесконечно, доколе Всемирью не прейти. Особо следует сказать, что Предки наши по Солнцу Трисветлому жизнь свою сверяли, посему концы Явьего Коловрата загнуты ПОСОЛОНЬ, то бишь - по движению Солнца. Коловрат же с лучами, загнутыми ПРОТИВУСОЛОНЬ есть зримое отображение Солнца Нави, противусолонь чтутся Тёмные Боги - наипаче других - Чернобог и Марена во время, кое Родом Всебогом Им в году отведено - во время Зимы. Також Навий Коловрат, како мыслю, есть символ борьбы, противостояния (иже в философском смысле есть ни что иное, как ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ) чего-либо с чем-либо. Символ ВСТРЕЧИ Яви и Нави. Потому (условно!) можно сказать, что Коловрат-Посолонь есть символ Белобога, а Коловрат-Противусолонь - символ Чернобога.

 

Також можно сказать и о восьмикресном Коловрате, иже ныне мыслится символом Солнца Трисветлого, Щита Даждьбогова. Коловрат восьмикресный, вероятно, образован також посредством обозначения на Коло Года наиболее значимых Святодней (праздников). И оные таковы:

 

1) Коляда (25. 12)

2) Велесов День (11. 02)

3) Комоедицы (Масленица) (25. 03)

4) Ярило Вешний (23. 04)

5) Купала (24. 06)

6) Перунов День (20. 08)

7) Таусень (24. 09)

8) Макошь (28. 10)

 

О направлении вращения (Посолонь, либо Противусолонь) уже речено выше, потому повторятся не будем.

 

К сему следует добавить, что и сам Крест многие мужи учёные рассматривают как символ ГРАНИЦЫ меж Мирами - Явьим и Навьим, а також, как уже сказано было, символ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ оных, символ взаимодействия ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ. И в сём случае вертикальная черта - символизирует Явье (или же - мужское, светлое) Начало, а горизонтальная - Навье (женское, тёмное) Начало.

 

ДОБРО) Крест и Всемирье

 

Також существует и ещё одна трактовка сего символа, коий мыслится в сием случае уже Символом Всемирья, Символом всего Сущего и Не-Сущего. Где: вертикальная черта еси Ост, Ствол Мира, коий есть, единовременно, Ствол Мирового Древа, все Миры пронзающего, да Собой единящего, а горизонтальная черта служит наглядным отображением поверхности Земли, сиречь - Нашего Мира:

 

Також бытует и ещё одно прочтение Креста, как Символа Всемирья: в сием случае сама окружность, вокруг Креста описанная являет собой образ непосредственно Самого Всемирья, горизонтальная черта - еси обозначение Времени, где левая часть его символизирует Прошлое, а правая - Будущее. Вертикальная же черта есть символ Пространства, кое пересекаясь со Временем порождает само Бытие, то есть события, творящиеся во Времени и Пространстве.

 

В довершение следует сказать, что тако уж случилось, что за все прошлые века символ Креста стал ассоциироваться, в первую очередь, с христианством. И тако будет, вероятно ещё долгое время, по примеру той же свастики (Коловрата), коий ныне у подавляющего большинства ассоциируется только лишь с Германией времён Третьего Райха. Однако не пристало нам, Старый Покон Земли Родной чтущим, ныне в угоду большинству несведущих от СВОЕГО отказываться...

 

Тако ведаю!

Писано Ставром в лето 4412 от

основания Славенска Великого (2003 А.D.)

Богам Родным во Славу!

Добрым людям во пользу!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Существует множество видов и самых разнообразных модификаций крестов, особенно богаты христианские "вариации на тему", поскольку многие из них вышли из язычества, считаю нужным и их выложить, вот некоторые кресты:

post-865-1177001790.jpg 1. Анх, египетский крест

post-865-1177001862.jpg 2. Мальтийский крест

s_krest.jpg 3. Крест крестоносцев (сравните с крестом на современном флаге Грузии)

post-865-1177001974.jpg 4. Крест Голгофы

post-865-1177002084.jpg 5. Гамма-крест

post-865-1177002333.jpg 6. Греческий крест, равносторонний

post-865-1177002590.jpg 7. Железный крест

s_kelt.jpg 8. Кельтский крест

post-865-1177002811.jpg 9. Крест императора Константина, монограмма Христа

post-865-1177002878.jpg 10. Коптский крест

post-865-1177002995.jpg 11. Крест Кросслет

post-865-1177003224.jpg 12. Латинский крест. Точно такой же крест в центральноамериканской культуре науа считается символом бога Тлалока (крест воспринимают как раскрытый початок кукурузы). Отчасти поэтому вначале, когда испанцы начали ставить кресты, индейцы их воспринимали как родных...

post-865-1177003322.jpg 13. Крест боттонни, крест-клевер

post-865-1177003429.jpg 14. Лорранский крест

post-865-1177003502.jpg 15. Крест мира, "Пацифик", "лапка голубя мира"

post-865-1177003593.jpg 16. Крест Папства

post-865-1177003779.jpg 17. Патриархальный крест

post-865-1177003886.jpg 18. Крест апостола Петра, "перевернутый" крест

post-865-1177004097.jpg 19. Косой крест, крест апостола Андрея, в культуре индейцев племен науа - символ Кецалькоатля (початок кукурузы, склонившийся к земле, Кецалькоатль когда-то имел бооольшие неприятности с Тлалоком)

post-865-1177004144.jpg 20. Русский крест

post-865-1177004212.jpg 21. Свастика, сварга, коловрат - один из вариантов этого креста

post-865-1177004313.jpg 22. Тау-крест, именно эту форму креста чаще всего использовали римляне распиная преступников

post-865-1177004363.jpg 23. "Якорный" крест

post-865-1177004472.jpg 24. Скандинавский крест. Присутствует на флагах Швеции, Финляндии, Дании, Норвегии...

post-865-1177004572.jpg 25. Крест с розой. В некоторых вариациях - крест с пентаклем

Существует еще множество разнообразных крестов, у каждого свои значения, множество названий, своя история, уходящая вглубь веков, переплетающаяся с историей других символов.

Если интересно - могу выложить подробную инфу о некоторых крестах.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Аснат, Спасибо за поддержку темы и за подробную инфу о крестах!

Моя поправка: №15- "Пацифик", у славян это- Велесовы Вилы вниз- символ смерти и разрушения, один из символов Мары.

Выкладывай еще, интересно! :good:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Lyt, почему поправка? :)) Дополнение. Я, если честно, думала что "Вилы вниз" рисуюся с округлыми "ответвлениями", а не прямыми, как у Пацифика. Это ошибка или и так и так можно?Всегда интересно открывать новые смыслы привычных символов. Я выложу то, что у меня есть, буду рада узнать что-то новое. :))

post-865-1177109012.jpg Анк

Анк - египетский крест, крест с петлей, крукс ансата, "крест с рукояткой". Символ бессмертия. Объединяет крест (символ жизни) и круг (символ вечности). Его форма может быть истолкована как восходящее солнце, как единство противоположностей, как мужское и женское начало, как ключ к бессмертию и тайнам.

Анк символизирует союз Осириса и Исиды, союз земли и неба. Знак использовался в иероглифах, в частности, являлся частью слов "благосостояние" и "счастье".

Этот символ наносили на амулеты, что бы продлить жизнь на земле, с ним хоронили, надеясь на жизнь в мире ином. Ключ, открывающий ворота смерти, выглядит как анк.

Амулеты с изображением анка использовали при лечении бесплодия.

Анк - магический символ мудрости. Его можно найти во многих изображениях египетских божеств и священнослужителей.

Считалось, что этот символ может спасти от разрушительных наводнений, превратив их в благодатные разливы, поэтому его изображали на стенах каналов.

Существовало одно существо, в "руках" которого анк менял свой смысл на противоположный, - у Борхеса оно названо Пожиратель теней, это чудовище, которому отдавали после суда те души, которым предстояло навсегда исчезнуть, перестать быть. Анк у Пожирателя теней становился орудием подлинной смерти, душа, попавшая в петлю этого креста, больше никогда не могла освободиться оттуда и переродиться. У этого существа анк выступает как своегообразное воплощение тезиса "бессмертна только смерть". В прорисовывание на стенах усыпальниц богов с анками в руках вкладывали еще один смысл - показать, что анком владеют боги жизни, в частности, вечно возрождающийся Озирис, и таким образом повлиять на благосклонность Озисира к умершему, обеспечив тому посмертное существование, при этом прорисовать в усыпальнице Пожирателя теней с анком считалось грубейшей магической ошибкой, хуже которой только стирание имени усопшего.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

post-865-1177111149.jpg Мальтийский крест

Мальтийский крест - символ некогда могущественного рыцарского ордена госпитальеров (иоаннитов - членов католического духовно-рыцарского ордена св. Иоанна Иерусалимского, основанного в ХII веке в Палестине). В ХIII веке при магистре Раймунде де Пюи орден стал вселенским, как сама церковь, разделенным на восемь (универсальное число направлений пространства) "языков", представляющих главные государства феодальной Европы. Название "госпитальеры св. Иоанна" рыцари сохранили, как и красную мантию с вышитым белым шелком восьмиконечным крестом - символом целомудрия и восьми рыцарских добродетелей. Также этот крест обозначает место, где был распят Иисус.

Орденская печать изображала больного на ложе с каким же крестом в головах и светильником в ногах.

Рыцари-госпитальеры участвовали в Крестовых походах 1095-1272 гг.

Сейчас этим крестом пользуются санитарные бригады святого Иоанна (Англия).

Рисунок "Мальтийский крест" был первым почтовым штемпелем.

 

К сожалению, языческую историю этого креста я пока не нашла. Но:

 

Мальтийский крест является центральным элементом символа "Звезда Эрцгаммы"- [attachmentid=1552]

И здесь он выполняет фукнцию централизации, концентрации, собственно, он "собирает" эту конструкцию в то, что можно использовать как талисман. Звезда Эрцгаммы имеет как чисто христианское толкование - двенадцать апостолов, крест - место распятия, борьба с грехами и т. п., так и восточное, где "лучи", "лепестки" обозначают открытую сердечную чакру со всеми вытекающими отсюда последствиями. А чтобы это уравновесить, для центрации на самом человеке, внесен мальтийский крест, как символ точного расположения - в месте солнечного сплетения, а также ориентировки по "меридианам", то есть своеобразного компаса. Звезду Эрцгаммы носят на солнечном сплетении или чуть выше. В некоторых вариациях он заменен определенной цифрой или буквой иврита - в зависимости от того, на что долна идти энергия. Но буква или цифра должна быть "четырехконечной" - если этого нет, то саму букву делают рельефной, а недостающее пририсовывают или высекают, только следя при этом, чтоб значение центрального элемента не поменялось.

post-865-1177112376.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

post-865-1177152272.jpg Крест крестоносцев

Сравните этот крест с тем, который изображен на современном флаге Грузии...

Этот Крест представляет собой у крестоносцев пять золотых крестов на серебряном фоне. Он был взят в качестве герба норманнским завоевателем Годфридом Бульонским. После "освобождения" Иерусалима от мусульман крестоносцами (1099, Первый крестовый поход), Годфрид Бульонский стал Охранителем Святой Гробницы и правителем Иерусалима.

Крест крестоносцев (или иерусалимский крест) часто используется на покрывалах на алтаре. Большой крест - символ Христа, четыре маленьких - авторов четырех Евангелий, распространяющих учение на все четыре стороны света.

Пять крестов соединенных в один символ могут символизировать раны Христа.

 

Языческая интерпретация (но этот вариант нельзя рассматривать как предшествующий христианскому, так как они существовали параллельно по разные стороны Атлантического океана). У племен науа (тольтеки, майя и др.) крест - стилизованное изображение початка кукурузы. Центральный крест - бог Тлалок, бог урожая, дождя, плодородия, податель маиса. Кукуруза для индейцев была больше, чем хлеб, вырастающие до двух метров в высоту початки использовали в строительстве, как топливо, из обработанных листьев можно было ткать. Нет маиса - нет жизни... Итак, в центре - Тлалок, но только индейцы не рисовали перпендикулярные черточки по краям перекладин креста, а четыре малых креста - это четверо сыновей Тлалока. Дети Тлалока - это четыре стороны света, четыре ветра и т. п. Тлалок часто выражал свою волю через детей - урожай очень зависел оттого, откуда дуют ветра - из пустыни, с гор, со степей или с океана. Изображали Тлалока и его детей как барельефы с початками в руках, либо с крестами, что считалось равнозначным. Если же местность была засушливой, то крест не рисовали - губительные засухи сменялись не менее губительными ливнями, поэтому прося дождь важно было не перестараться. Рисовали либо кресты без изображения бога, либо высекали "маску Тлалока" - выступающий из стен лик божества выступает как архитектурная деталь целой эпохи в истории майя. Эпохи после пришествия тольтеков, потому что до контакта с тольтеками майя не знали ни Тлалока, ни Кецалькоатля, и монументальное строительство было им не свойственно.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

s_golgofa.jpg Крест Голгофы, ступенчатый крест

Крест Голгофы - латинский крест с ведущими к нему ступенями, известный еще как крест "восхождения" или "нисхождения". На нем изображены три ступени христианских "добродетелей" - Вера (самая высшая), Надежда, Милосердие. Один из наиболее лаконичных крестов алтаря.

 

Добавление ступеней к кресту в любой традиции означало путь, который необходимо пройти, чтобы достичь того, что символизировал крест. Христиане скромно ограничились тремя ступенями, в индейских традициях не скупились - уж если на стене здания изображен крест Тлалока, то либо к нему вообще нет ступеней (если это здание для жертвенных отправлений, либо дом жрецов и т. п.) либо количество ступеней переваливало за десяток. Считалось, что либо ты близок к божеству, либо далек, постичь Тлалока за три приема было невозможно, зато в особом духовном состоянии можно было перемахнуть сразу через несколько сотен "ступеней"... Смысл был таков: расстояние от тебя до бога колоссально (множество ступеней), но как ты будешь их преодолевать и преодолеешь ли вообще зависит только от тебя. Кроме того, в ранних традициях тольтеков такой крест мог расцениваться как "подколка" Тлалока - мол, сколько бед ты не старался высыпать на голову Се Акатля (этот реально живший жрец стал прообразом культа Кецалькоатля, Се Акатль был признан чем-то вроде аватары Кецалькоатля и их учения приравнивались), а все же он не сломался, открыв путь к достатку "в обход" тебя. Се Акатль проповедовал отрицание догм и провозглашал важность личного опыта - как бы ты не приобщался к божественной благодати, это божественная благодать, а не твоя, не забывай богов, но развивайся сам, развивайся духовно, и ты станешь подобен им. Боги в учении Се Акатля почитаются не как судьи и вершители, а как союзники на пути человека. Они могут помочь, но путь ты должен пройти сам - они как ступени, ведущие к кресту. В данном случае - к кресту Тлалока. То есть молиться Тлалоку о дожде и урожае - молись, но и строить ирригационные каналы не забывай...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 1 месяц спустя...

Крест очень "энергоемкий" знак. На крест есть очень много заговоров. А от куда по-вашему пошло, что нельзя стрить дом там, где раньше был перекресток?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Насколько я знаю, перекресток - место поклонения Богине-Матери. Путники всегда оставляли на перекрестке что-нибудь - кусок хлеба, крынку молока. Особенно ценились перекрестки трех дорог, символ триединой Богини Старухи, Матери и Девы, там часто устанавливали жертвенники. Дома на этих местах не строили из уважения к святому. Дом на месте жертвенника - снести жертвенник - плевок в лицо Богине.Позже перекрестки стали приписывать темному ее аспекту. Например, Геката, когда-то одна из богинь правосудия, стала богиней ночных кошмаров и т. п., трехтелым существом с бичами и факелами в руках, требующим кровавых жертв. Тварей перекрестков стали бояться, и сейчас в деревнях многие при виде перекрестка не идут по одной из дорог, а обходят по обочине. Перекрестки стали скверным местом, в средневековье считалось, что вызывать дьявола и продавать ему душу надо на перекрестке, "выбрасывать" болезнь или порчу - там же, ни в коем случае нельзя было подбирать ножницы, булавки, деньги и т. п., если они валялись на перекрестке... А исходя из убеждения, что перекресток - дурное место, там опять же не строили дома... Даже по новомодному фен-шую перекресток - не лучшее место для дома. Пересечение геомагнитных линий - узел, кстати, тоже не лучшее место, его только тополя и коты любят, а кровать или кресло там лучше не ставить. Раньше, когда люди были чувствительней, многие дороги прокладывали вдоль этих линий - пройдитесь с рамкой вдоль современной магистрали и вдоль старой заброшенной дороги... И перекресток - тот же узел - часто совпадал с "нехорошим местом"... Другое дело, что это место не всегда было нехорошим...

Вот то, что я знаю по этому поводу. У кого какие соображения?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Перекресток не всегда узел, он может быть и транзитным пунктом.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 3 недели спустя...

Крест "буквенный"

СТРАНИЦА УДАЛЕНА

"И действительно, как видно из надписей Синайских, сообщает граф А.С. Уваров, буква принималась за символ и за настоящее изображение креста" (Христианская символика, ч. 1, стр. 81). Языческая интерпретация - Рога Бога. Одна из легенд - Рога Бога Тур, от чьего имени произошло и название буквы "Т", как аналога креста - первая буква имени Бога. "Рогатый Бог Неба вспахивает синеву, заставляя звезды светиться". Символ успешного превращения души после смерти в свет звезд небесных. Символ смерти и возрождения.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Крест-монограмма "посох пастыря"

СТРАНИЦА УДАЛЕНА

Идея креста родилась в Язычестве. Христиане развивали эту идею в требуемом им направлении. Данный символ - один из плодов переработки идеи креста христианами. Граф А.С. Уваров, описывая находки катакомбного периода, говорил о том, что: "глиняная лампа, найденная в римских пещерах, показывает нам весьма ясно, каким образом рисовали загнутый посох вместо всего символа пастыря. На нижней части этой лампы посох изображен пересекающим букву X, первую букву имени Христа, что в совокупности образует монограмму Спасителя" Вначале форма епископского жезла была подобна именно пастушескому посоху, верхняя часть которого загнута вниз. Все архиереи Византии награждались "посохом пастыря" только из рук императоров, а Российские патриархи получали свой жезл от царствующих самодержцев.

 

И вот этот немного добавлю :)

Т-образный "Антониевский" Крест или "Египетский" Крест

Два варианта Знака

СТРАНИЦА УДАЛЕНА

В Римской Империи для казни преступников применялся Крест, называемый "Египетским". Этот Крест по форме соответствует букве Т в европейских языках. Граф Уваров писал: "Греческая буква Т - одна из форм креста, употребляемая для распятий" (Христианская символика, М., 1908). В древности европейцы числа обозначали буквами алфавита, так как не было специальных символов для обозначения чисел. Греческй букве Т соответствало число 300. Поэтому до наших времен сохранилось использование числа 300 для обозначения Креста. Согласно церковному преданию, святой Антоний Великий носил на своих одеждах Крест Тау. Зенон, епископ города Вероны, поставил на крыше возведенной им в 362 году базилики крест в форме Т. Так происходило освоение христианами языческой символики. В итоге исторически сложилось так, что Крест имеет два названия - "Египетский", и второе, христианское название - "Антониевский" Крест. Как символ казни и смерти этот Знак используется для защиты от смертоубийства. Будучи нанесенным на тело (на лоб), он отмечает того, кто счастливо избежит несчастья и смерти.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 1 год спустя...

уже несколько лет ношу кельтский крест.. сильный оберег, невероятно сильный.. пару раз рвался шнурок и крест падал точно в руки, каждый раз что-то происходило...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 1 месяц спустя...

[Звезда Эрцгаммы имеет как чисто христианское толкование - двенадцать апостолов, крест - место распятия, борьба с грехами и т. п., так и восточное ...]

 

Хотел сделать себе охранную тату, перерыл весь интернет, отобрал несколько амулетов и отдал на диагностику знакомому медиуму. Он отобрал мне несколько наиболее подходящих для меня. Звезда эрцгамы туда не попала, хотя по аннотациям - это очень мощный древний символ. Нигде кроме как у Лишерова этот символ не встречается, я решил, что Лишеров сам его придумал и выдает за древний, поэтому этот символ не обладает особенной мощью, и ради интереса попросил медиума проверить его внимательнее... Я очень удивился, когда он мне позвонил возбужденный и сказал, чтобы я срочно удалил отовсюду этот символ, он придуман "темным" человеком в деструктивных целях. Вот... хотите верьте, хотите нет. Ради этого комментария регистрировался

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 2 месяца спустя...

Для меня крест был и будет всего лишь символом позорной казни, а в религиозном смысле для меня он ничего не значит.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 2 месяца спустя...
  • Архитектор Проекта

Крест - разделение года на времена, если добавить круг, он приобретает значение зодиака (коловрат).

Но, у славян был иной Коляды Дар (в последствие обозванный "календарь"), Круголёт Числобога. Там использована семиконечная звезда, а в более мелких исчислениях - шестнадцатеричная система.

Что нас не убивает -- даёт нам опыт и лут
"Новый век требует новой разновидности зла." Энн Райс, "Вампир Лестат"

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 4 месяца спустя...

А у вас есть информация о Крест-монограмма "посох пастыря" или о кресте Константина Великого?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
  • Реклама

    Реклама от Yandex

  • Sape

×
×
  • Создать...