Перейти к содержанию
Авторизация  
Morelindo

Комментарий к вопросу о гомосексуальности в Древнем Мире.

Рекомендуемые сообщения

Данный комментарий является исторической справкой о состоянии дел с озаглавленным явлением в Древнем Мире, в частности - в Греции и Риме, никакого отношения к пропаганде данного явления в наше время не имеет и оценочных суждений относительно оного не содержит.

 

Последнее время я устал слушать, что гомосексуальность де была нормой в античном мире, особенно в древнем Риме и Греции. Это мнение упорно распространяется через литературу и кино, что тоже порядком выбешивает :angry:, поскольку исторические романы и фильмы - мой любимый жанр, а подобное искажение создает ложное впечатление о описываемом периоде. (Кто не в курсе - "спасибо" за это надо сказать судимому за содомию Оскару Уайлду, который и запустил миф о «гомосексуальном рае» в древней Греции). Обращаю ваше внимание, кстати, что судим он был отнюдь не в патриархальной России ;). Но начнем с начала.

В Афинах классического периода гомосексуалисты презирались, и для них существовали унизительные прозвища, о чем нам однозначно свидетельствуют литературные памятники - такие прозвища как Euryproktos (широкий анус) и Lakkoproktos (анус как яма) широко отражены в источниках. Более того, гомосексуалисты обязаны были заявлять о своем пороке в экклесию, после чего лишались всех гражданских прав. 

В речи Эсхина против Тимарха (начало 345 г. до н.э.) говорится, что если какой-либо афинянин будет любовником мужчины, то ему запрещается:
1) быть одним из девяти архонтов,
2) быть жрецом,
3) быть защитником на суде,
4) занимать какую-либо должность внутри и вне Афинского государства
5) исполнять обязанности глашатая или избирать глашатая,
6) входить в священные общественные места, участвовать в религиозных литургиях с венком на голове и находиться в той части площади, которая освящена окроплением.
Нарушитель вышеназванных указаний наказывался смертью :butcher:.

В Древней Греции гомосексуальный контакт между двумя равноправными мужчинами считался глубоко противоестественным и жестоко карался. Для обозначения мужчины, добровольно принявшего пассивную роль в анально-генитальном контакте существовало специальное понятие: κίναιδος — кинейдос (падший). Приняв пассивную роль, кинейдос уподоблялся проститутке и становился недостойным быть свободным человеком. Как следствие кинейдос лишался прав гражданина. Также считалось, что человек, позволивший быть анально проникнутым, считался склонным к злоупотреблению алкоголем, едой, деньгами или властью. (Greenberg in Roger 1997, стр. 181). 

В Спарте, где как нам говорят отдельные деятели, гомосексуальность процветала в самые ранние времена, на самом деле она была запрещена, как и кровосмешение, по закону, приписываемому Ликургу, который все еще действовал во времена Ксенофонта. (De rep. Lac., 2, 13)

В Риме пассивная гомосексуальность считалась воинским преступлением и уличённого в нём солдата забивали палками. Считалось, что рецептивная роль делает римляна «женоподобным», а утрачивая мужественность, он становится бесполезным и даже вредным общине в гражданском и военном отношениях. У Плутарха описано как Сенат приговорил некого Капитолина к крупному штрафу за «гнусное предложение» сыну своего коллеги, после чего вышел «Скантиниев закон» запрещающий «разврат с мальчиками и мужчинами». Принятый в 149 году до н.э. он предусматривал суровое наказание. Сенат и консервативные судьи до самого конца Республики стремились бороться такими мерами, как изгнания и всяческими ограничениями распространения восточных культов.  ( см. Livy, XXXIX, 8-19)

"Закон Скантиния просуществовал долго: на его основании преследования происходили даже во втором веке нашей эры, и, возможно, позже. "  Р. П. Оливер "О гомосексуализме".

Некоторые деятели также ссылаются на «Пир» Платона, в котором тот якобы восхваляет любовь к юношам, однако там речь идёт именно о любви, а не содомии. Небезызвестное понятие «платоническая любовь», описывающая возвышенное духовное чувство без низменно-чувственного физического влечения, берёт начало именно в этом произведении, а что Платон думает о гомосексуализме можно прочесть в его «Законах»:

"Природа побуждает женский пол быть в связи с мужским полом от рождения, и ясно, что удовольствие в этом дано СОГЛАСНО ПРИРОДЕ, в то время как связь мужского пола с мужским, и женского пола с женским — ПРОТИВ ПРИРОДЫ. Никто не должен вступать в связь с благородными и свободными, кроме их собственной жены, и даже не позволяется распространять внебрачное семя среди наложниц или вступать в связь с мужчинами, что есть противоестественно, и лучше связь между мужчинами запретим совершенно."

Ученик Платона — Аристотель, говоря о звероподобных и болезненных состояниях в VII книге «Никомаховой этики», наряду с каннибализмом, трихотилломанией и парорексией также упоминает мужеложество:

"Это склады звероподобные (причём у некоторых от помешательства, как, например, у человека, принёсшего в жертву и съевшего свою мать, или у раба, съевшего печень товарища), и, наконец, бывают [состояния] как бы болезненные или от [дурных] привычек, как, например, привычка выдёргивать волосы и грызть ногти, а также уголь и землю. Добавим к этому любовные наслаждения с мужчинами."

В древней Греции каждый юноша с 12 лет, по одобрению отца, выбирал себе образ для подражания — кого-либо из граждан или нескольких граждан. Здесь дело не ограничивалось простым подражанием, но основывалось на прочных отношениях, зачастую более основательных чем семейные. Быть «эрастисом» было почётно, но сопряжено и с обязанностям: не уронить себя в глазах воспитанника, а ещё хуже — быть обвинённым гражданами в неправильном воспитании ученика. Так наставник мог быть наказан за проступки своего воспитанника, а также за непомерные требования или непосильные задания. Если же речь шла о возможном развращении воспитанника (включая и сексуальное развращение) то наказанием эрастиса была смерть. «Речи Эсхина. Против Тимарха», гл.16:

"Если какой-либо афинянин обесчестит, развратит или осквернит свободного юношу, тогда родитель юноши должен направить письменное заявление прокурорам и требовать наказания виновного. Если суд признает его виновным, то он должен быть предан одиннадцати палачам и казнён в тот же день. Виновные за те же преступления считаются и те, которые делают то же самое по отношению к рабам."

Сексуальные отношения с согражданами (не рабами и не иностранцами) в ионийских полисах не приветствовались, так как считались «развратом», который лишает гражданина мужественности и бесчестит его. Это было связано с распространённым на Древнем Востоке, да и почти во всём древнем мире, отношением к рецептивной роли как к «женской», а потому низшей и позорной для мужчины. 

Различные артефакты с сексуальными изображениями принадлежат в основном лупанариям (борделям). Это то же самое, что если археологи будущего раскопают какой-нибудь клуб БДСМ и по найденному там сделают вывод о нравах всей цивилизации. Вдобавок ко всему, многие изображения «античного гомосексуализма» являются либо современными подделками и стилизациями, либо неверно истолкованными.

Утверждается, что до нашего времени дошли сведения о приблизительно 100000 древнегреческих вазах, содержащих изображения ( см. Corpus Vasorum Antiquorum Project).

Британский исследователь Кеннет Довер перечисляет около 600 ваз, рисунки на которых, по его мнению, «изображают гомосексуальное поведение или содержат намёк на него». Однако анализ каждой вазы из списка Довера, проведённый греческим экспертом Адонисом Георгиадесом, выявил, что непосредственно гомосексуальные сюжеты наблюдаются только на 30 вазах, а на остальных 570 вазах изображены герои, битвы и даже гетеросексуальные сюжеты (Georgiades 2004, стр. 100).

Таким образом, у нас нет оснований для распостраняемого ныне мнения о особенностях половой жизни древних. Безусловно, явление гомосексуальности существовало, но почти нигде и никогда не поощрялось. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Гость
Ответить в этой теме...

×   Вставлено с форматированием.   Вставить как обычный текст

  Разрешено использовать не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

Загрузка...
Авторизация  

  • Реклама

    Реклама от Google

  • Реклама

    Реклама от Yandex

  • Sape

×
×
  • Создать...