Перейти к содержанию

Теодор Северин Киттельсен


Чёрная Леди

Рекомендуемые сообщения

Теодор Северин Киттельсен (Theodor Severin Kittelsen) родился 27 апреля 1857 года в маленьком прибрежном городке Крагерё (Kragerш) на юге Норвегии. Семья Киттельсенов была купеческой, и Теодор был вторым из восьми детей. С ранних лет мальчик увлёкся рисованием и мечтал сделаться художником или скульптором.

 

Отец Киттельсена Юханнес умер, когда Теодору было 11 лет, и с его смертью материальное положение семьи резко ухудшилось. По этой причине Теодору рано пришлось зарабатывать на жизнь — он начал работать помощником часовщика в Крагерё. Уже тогда его рисунки вызывали интерес и восхищение земляков. Среди них нашлись те, кто подговорил Теодора отправиться в Кристианию — тогдашнюю столицу Норвегии — и помог ему деньгами на поездку. Там Киттельсен поработал учеником маляра, но работа оказалась слишком тяжёлой и совсем не той, которой он ожидал, и Теодор уехал обратно домой, решив стать моряком. Бродя по берегу, он с надеждой засматривался на пароходы, но больше его взгляд привлекала красота природы родных мест, к которой он с детских лет чувствовал особую привязанность. И вот в один прекрасный день Киттельсен окончательно решил во что бы то ни стало сделаться художником.

 

Однако сначала ему опять пришлось поработать учеником часовщика — на сей раз в городе Арендале. Его хозяин, немец по фамилии Штейн, хорошо относился к ученику и говорил, что из него никогда не выйдет часовщика, но может выйти художник. Он даже попросил у Теодора его рисунки, и однажды торжественно сообщил мальчику: на его художества обратил внимание Дидрих Мария Ол — человек состоятельный и знавший толк в искусстве. Он пригласил Киттельсена к себе домой, долго беседовал с ним, повторяя, что путь художника — один из самых трудных, и, убедившись в непреклонности намерений юноши, объявил, что Теодор может отправляться в школу искусств в Кристианию. О плате за его обучение Ол уже позаботился.

 

В Кристиании Киттельсен становится учеником в художественной школе Вильхельма фон Ханно, одновременно посещая занятия в классе Юлиуса Миддельтуна.

После двухлетнего обучения у фон Ханно Ол предоставил Киттельсену финансовую поддержку, чтобы тот смог продолжить обучение в Мюнхене. Первые два или три года были для художника счастливым периодом. Он учился и работал, а в свободное время посещал местные таверны, живя весёлой студенческой жизнью в обществе земляков — Эрика Вереншёлля, Герхарда Мюнте и других. Но после трёх лет обучения начались трудные времена — с того момента, когда Ол больше не мог оказывать финансовую поддержку своему протеже. Киттельсен жил скудными доходами от своих картин и рисунков, обходился самыми дешёвыми продуктами и погряз в долгах. Тем не менее, в Мюнхене он создаёт свои первые значительные работы, в частности, картину «Стачка» (Streik, 1879), выполненную в критико-реалистической манере и не имеющую почти ничего общего со зрелым творчеством художника. В то же время, Киттельсен осознаёт себя скорее как иллюстратор, нежели чем автор больших полотен. Уже в первый период пребывания в Мюнхене он увлекается такими жанрами, как карикатура и анималистика, тем самым прокладывая дорогу к зрелому творчеству.

 

Далее Киттельсена ждало возвращение на родину, где он прожил два года, отслужил воинскую повинность, после чего, получив стипендию, отправился в Париж. Культурная столица Европы встретила художника очень неприветливо, и он в 1883 году вновь оказывается в Мюнхене. Киттельсен работает не покладая рук, и его рисунки пользуются успехом, но нужда не оставляет художника.

 

В 1887 году с помощью норвежских друзей он возвращается на родину, теперь уже навсегда. В родном городе он поселяется у сестры и её мужа, которые держат стекольный магазин, но вскоре он закрывается, и зятю художника предлагают работу смотрителем маяка на Лофотенах. Киттельсен вместе с ними едет туда. Два года, проведённые на острове Скомвар, лказываются очень плодотворными для художника. Впечатления от местной природы захватили его с головой. Он создаёт несколько серий рисунков, которые впоследствии выходят отдельными книгами: «Жизнь в стеснённых обстоятельствах» (Fra Livet i de smaa Forholde, 1890), «С Лофотенских островов» (Fra Lofoten, 1890-1891) и «Колдовство» (Troldskab, 1892). Это были первые книги, целиком созданные Киттельсеном. Помимо рисунков, он публикует в них тексты, обнаруживая незаурядный писательский талант.

 

В 1889 году в жизни художника происходит поворотное событие: он встречает девушку по имени Инга Кристине Дал. Их скорый брак оказался счастливым, и у них родились девять детей. Прокормить такое большое семейство было очень нелегко, особенно художнику. Несмотря на постоянные материальные трудности, Инга до конца жизни была опорой семье и поддержкой своему мужу, помогая ему как по дому, так и в организации выставок.

 

В 1890-е гг. Киттельсен выпускает целый ряд книг, самой значительной из которых считается ”Чёрная Смерть” (Svartedauen). В ней художник воспроизвёл самый драматичный период истории страны, когда под угрозой оказалось само существование норвежцев как нации.

 

Образ главной героини — самой Чумы, с метлой и граблями опустошающей города и сёла — был навеян не только фольклором, но и реальными обстоятельствами жизни Киттельсена. В доме в Скатей, недалеко от тех мест, где родился художник, ему повстречалась старуха, столь же безобразная внешне, сколь и мерзкая по характеру. В округе её так и звали «Чума»:”Она была маленькая и сгорбленная, лицо её было зеленовато-жёлтое с чёрными пятнами. Глаза её смотрели искоса, тёмные и беспокойные, глазницы глубоко вдавались в череп. Время от времени странный, зловещий свет вспыхивал в них, и они начинали быстро сверкать сразу во все стороны, так что было невозможно поймать её взгляд. Голова ее тряслась вверх-вниз, рот рывками двигался при разговоре — остро, ожесточённо. Она была хуже, чем сама чума, подумалось мне, и я взял её имя, чтобы назвать им Чёрную Смерть”.

”Чёрная Смерть” — это пятнадцать поэм с иллюстрациями, в большинстве своём целиком созданные самим Киттельсеном. Самые потрясающие из них — ”Чума идёт”, ”Осенний вечер”, в которых он достиг при удивительной стилистической простоте потрясающего эффекта восприятия. ”Чума на Лестнице” — кульминация ”Чёрной Смерти”, где странная, головокружительная перспектива рисунка необычайно усиливают исходящее от него ощущение ужаса. И в плане темы, и в манере исполнения этот рисунок занимает особенное место во всём творчестве Киттельсена.

 

Из других книг Киттельсена следует отметить цикл «Есть ли душа у животных?» (Har Dyrene Sjжl?, 1893-94), продолжающий сатирическую линию в творчестве художника. Жабы, лягушки, птицы, насекомые изображены здесь в ситуациях, весьма характерных для человеческой жизни: праздники, пирушки, сватовства, детские игры — и сами служат гротескными иллюстрациями свойств и типов человеческого характера.

 

Цикл «Тиририль Тове» (Tirilil Tove) погружает нас в мир природных таинств. Зоркий глаз художника, всматриваясь в, казалось бы, обыкновенные пни, деревья и корни, видит в них пугающие и завораживающие образы лесных и горных обитателей. Грань между реальным и фантастическим практически невидима.

 

Книга «Люди и тролли, воспоминания и грёзы. Автобиография» (Folk og Trold, minder og drшmme. Selvbiografi, 1911) повествует о жизни Киттельсена, рассказанной им самим — начиная с детских лет и заканчивая годами зрелости. Помимо увлекательного повествования, книга включает множество рисунков, в том числе детских и юношеских.

 

В 1908 году за свою деятельность художник был награждён рыцарским орденом Святого Олава — высшей государственной наградой Норвегии. Несмотря на успех и признание, Киттельсен по-прежнему испытывает материальные трудности, и последние годы его жизни оказываются безрадостными. В 1910 году местный банк отказал семейству Киттельсенов в поддержке, и они с болью в сердце вынуждены были продать свой дом в Лаувлиа — дом, где каждая половица была пропитана их духом, духом Искусства. Последние годы художник и его семья жили сначала в пригороде Осло, а затем в местечке Йелойа (Мосс). Несмотря на одолевавшую его болезнь и тяжкое сознание того, что он не в силах прокормить свою семью, Киттельсен работал до последних дней.

Изображение
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Дом-музей Киттельсена Лаувлиа (Lauvlia)

 

Дом-музей Киттельсена, в котором художник со своей семьёй жил с 1899 по 1908 год, был открыт в 1995 году. Усадьба расположена в живописном месте в Сигдале, рядом с озером Сунерен. Окрестности Лаувлиа послужили фоном и мотивами для многих произведений художника. В усадьбе сохранены многие оригинальные предметы быта и интерьера, сделанные и декорированные самим художником, - от дверных ручек до мебели и настенных украшений и росписей. Считается, что в этой усадьбе, где художник провёл самые счастливые и самые продуктивные годы своей жизни, как нигде более чувствуется «дух» Киттельсена. Ежегодно в Лаувлиа проводятся выставки его оригинальных картин и рисунков.

Музейный комплекс включает дом, построенный самим художником, в котором он жил со своей семьёй, бывшую прачечную (bryggerhuset), бывшие хозяйственные постройки.

 

Дом-музей Киттельсена в Блофарвеверкет

 

Блофарвеверкет (Blaafarveværket) — один из ведущих музейных комплексов Норвегии, созданный на базе старинных кобальтовых шахт.

В 1971 году было учреждено предприятие Stiftelsen Modums Blaafarveværket, со временем ставшее одним из самых посещаемых музеев Норвегии.

Большой популярностью у посетителей пользуются экскурсионные туры по старым шахтам. На территории музея сохранены и отреставрированы шахтёрские дома, доподлинно воссоздана атмосфера жизни позапрошлого столетия.

Помимо этого, руководство музейного комплекса с самого начала сделало ставку на культурную составляющую. За годы существования Блофарвеверкет стал одним из крупнейших выставочных центров в Норвегии. Ежегодно там проходят выставки, посвящённые творчеству норвежских и скандинавских художников, организуются концерты и другие мероприятия. Блофарвеверкет также занимается активной издательской деятельностью, выпуская каталоги, брошюры, открытки и другую продукцию.

 

В 1987 году наследники Теодора Киттельсена обратились к руководству музея Блофарвеверкет с просьбой рассмотреть возможность разместить «отцовское наследство» и создать постоянную экспозицию на территории музейного комплекса. Идея была всецело поддержана и реализована в последующие годы. Недалеко от шахт — главной достопримечательности Блофарвеверкет — был вновь построен большой дом, подобный тому, в которых когда-то жили шахтёры. Музей Киттельсена был открыт Его Величеством Харальдом 21 мая 1993 года. Экспозиция, посвящённая творчеству Киттельсена, состоит из двух основных частей:

1) предметы из личной коллекции художника, в том числе предметы мебели, с резьбой Киттельсена;

2) оригинальные рисунки и картины, выполненные художником.

Изображение
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.

Гость
Ответить в этой теме...

×   Вставлено с форматированием.   Вставить как обычный текст

  Разрешено использовать не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

Загрузка...
  • Реклама

    Реклама от Yandex

  • Sape

×
×
  • Создать...