Перейти к содержанию
Авторизация  
Чёрная Леди

Теодор Северин Киттельсен

Рекомендуемые сообщения

Теодор Северин Киттельсен (Theodor Severin Kittelsen) родился 27 апреля 1857 года в маленьком прибрежном городке Крагерё (Kragerш) на юге Норвегии. Семья Киттельсенов была купеческой, и Теодор был вторым из восьми детей. С ранних лет мальчик увлёкся рисованием и мечтал сделаться художником или скульптором.

 

Отец Киттельсена Юханнес умер, когда Теодору было 11 лет, и с его смертью материальное положение семьи резко ухудшилось. По этой причине Теодору рано пришлось зарабатывать на жизнь — он начал работать помощником часовщика в Крагерё. Уже тогда его рисунки вызывали интерес и восхищение земляков. Среди них нашлись те, кто подговорил Теодора отправиться в Кристианию — тогдашнюю столицу Норвегии — и помог ему деньгами на поездку. Там Киттельсен поработал учеником маляра, но работа оказалась слишком тяжёлой и совсем не той, которой он ожидал, и Теодор уехал обратно домой, решив стать моряком. Бродя по берегу, он с надеждой засматривался на пароходы, но больше его взгляд привлекала красота природы родных мест, к которой он с детских лет чувствовал особую привязанность. И вот в один прекрасный день Киттельсен окончательно решил во что бы то ни стало сделаться художником.

 

Однако сначала ему опять пришлось поработать учеником часовщика — на сей раз в городе Арендале. Его хозяин, немец по фамилии Штейн, хорошо относился к ученику и говорил, что из него никогда не выйдет часовщика, но может выйти художник. Он даже попросил у Теодора его рисунки, и однажды торжественно сообщил мальчику: на его художества обратил внимание Дидрих Мария Ол — человек состоятельный и знавший толк в искусстве. Он пригласил Киттельсена к себе домой, долго беседовал с ним, повторяя, что путь художника — один из самых трудных, и, убедившись в непреклонности намерений юноши, объявил, что Теодор может отправляться в школу искусств в Кристианию. О плате за его обучение Ол уже позаботился.

 

В Кристиании Киттельсен становится учеником в художественной школе Вильхельма фон Ханно, одновременно посещая занятия в классе Юлиуса Миддельтуна.

После двухлетнего обучения у фон Ханно Ол предоставил Киттельсену финансовую поддержку, чтобы тот смог продолжить обучение в Мюнхене. Первые два или три года были для художника счастливым периодом. Он учился и работал, а в свободное время посещал местные таверны, живя весёлой студенческой жизнью в обществе земляков — Эрика Вереншёлля, Герхарда Мюнте и других. Но после трёх лет обучения начались трудные времена — с того момента, когда Ол больше не мог оказывать финансовую поддержку своему протеже. Киттельсен жил скудными доходами от своих картин и рисунков, обходился самыми дешёвыми продуктами и погряз в долгах. Тем не менее, в Мюнхене он создаёт свои первые значительные работы, в частности, картину «Стачка» (Streik, 1879), выполненную в критико-реалистической манере и не имеющую почти ничего общего со зрелым творчеством художника. В то же время, Киттельсен осознаёт себя скорее как иллюстратор, нежели чем автор больших полотен. Уже в первый период пребывания в Мюнхене он увлекается такими жанрами, как карикатура и анималистика, тем самым прокладывая дорогу к зрелому творчеству.

 

Далее Киттельсена ждало возвращение на родину, где он прожил два года, отслужил воинскую повинность, после чего, получив стипендию, отправился в Париж. Культурная столица Европы встретила художника очень неприветливо, и он в 1883 году вновь оказывается в Мюнхене. Киттельсен работает не покладая рук, и его рисунки пользуются успехом, но нужда не оставляет художника.

 

В 1887 году с помощью норвежских друзей он возвращается на родину, теперь уже навсегда. В родном городе он поселяется у сестры и её мужа, которые держат стекольный магазин, но вскоре он закрывается, и зятю художника предлагают работу смотрителем маяка на Лофотенах. Киттельсен вместе с ними едет туда. Два года, проведённые на острове Скомвар, лказываются очень плодотворными для художника. Впечатления от местной природы захватили его с головой. Он создаёт несколько серий рисунков, которые впоследствии выходят отдельными книгами: «Жизнь в стеснённых обстоятельствах» (Fra Livet i de smaa Forholde, 1890), «С Лофотенских островов» (Fra Lofoten, 1890-1891) и «Колдовство» (Troldskab, 1892). Это были первые книги, целиком созданные Киттельсеном. Помимо рисунков, он публикует в них тексты, обнаруживая незаурядный писательский талант.

 

В 1889 году в жизни художника происходит поворотное событие: он встречает девушку по имени Инга Кристине Дал. Их скорый брак оказался счастливым, и у них родились девять детей. Прокормить такое большое семейство было очень нелегко, особенно художнику. Несмотря на постоянные материальные трудности, Инга до конца жизни была опорой семье и поддержкой своему мужу, помогая ему как по дому, так и в организации выставок.

 

В 1890-е гг. Киттельсен выпускает целый ряд книг, самой значительной из которых считается ”Чёрная Смерть” (Svartedauen). В ней художник воспроизвёл самый драматичный период истории страны, когда под угрозой оказалось само существование норвежцев как нации.

 

Образ главной героини — самой Чумы, с метлой и граблями опустошающей города и сёла — был навеян не только фольклором, но и реальными обстоятельствами жизни Киттельсена. В доме в Скатей, недалеко от тех мест, где родился художник, ему повстречалась старуха, столь же безобразная внешне, сколь и мерзкая по характеру. В округе её так и звали «Чума»:”Она была маленькая и сгорбленная, лицо её было зеленовато-жёлтое с чёрными пятнами. Глаза её смотрели искоса, тёмные и беспокойные, глазницы глубоко вдавались в череп. Время от времени странный, зловещий свет вспыхивал в них, и они начинали быстро сверкать сразу во все стороны, так что было невозможно поймать её взгляд. Голова ее тряслась вверх-вниз, рот рывками двигался при разговоре — остро, ожесточённо. Она была хуже, чем сама чума, подумалось мне, и я взял её имя, чтобы назвать им Чёрную Смерть”.

”Чёрная Смерть” — это пятнадцать поэм с иллюстрациями, в большинстве своём целиком созданные самим Киттельсеном. Самые потрясающие из них — ”Чума идёт”, ”Осенний вечер”, в которых он достиг при удивительной стилистической простоте потрясающего эффекта восприятия. ”Чума на Лестнице” — кульминация ”Чёрной Смерти”, где странная, головокружительная перспектива рисунка необычайно усиливают исходящее от него ощущение ужаса. И в плане темы, и в манере исполнения этот рисунок занимает особенное место во всём творчестве Киттельсена.

 

Из других книг Киттельсена следует отметить цикл «Есть ли душа у животных?» (Har Dyrene Sjжl?, 1893-94), продолжающий сатирическую линию в творчестве художника. Жабы, лягушки, птицы, насекомые изображены здесь в ситуациях, весьма характерных для человеческой жизни: праздники, пирушки, сватовства, детские игры — и сами служат гротескными иллюстрациями свойств и типов человеческого характера.

 

Цикл «Тиририль Тове» (Tirilil Tove) погружает нас в мир природных таинств. Зоркий глаз художника, всматриваясь в, казалось бы, обыкновенные пни, деревья и корни, видит в них пугающие и завораживающие образы лесных и горных обитателей. Грань между реальным и фантастическим практически невидима.

 

Книга «Люди и тролли, воспоминания и грёзы. Автобиография» (Folk og Trold, minder og drшmme. Selvbiografi, 1911) повествует о жизни Киттельсена, рассказанной им самим — начиная с детских лет и заканчивая годами зрелости. Помимо увлекательного повествования, книга включает множество рисунков, в том числе детских и юношеских.

 

В 1908 году за свою деятельность художник был награждён рыцарским орденом Святого Олава — высшей государственной наградой Норвегии. Несмотря на успех и признание, Киттельсен по-прежнему испытывает материальные трудности, и последние годы его жизни оказываются безрадостными. В 1910 году местный банк отказал семейству Киттельсенов в поддержке, и они с болью в сердце вынуждены были продать свой дом в Лаувлиа — дом, где каждая половица была пропитана их духом, духом Искусства. Последние годы художник и его семья жили сначала в пригороде Осло, а затем в местечке Йелойа (Мосс). Несмотря на одолевавшую его болезнь и тяжкое сознание того, что он не в силах прокормить свою семью, Киттельсен работал до последних дней.

 

Информация и галерея

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Дом-музей Киттельсена Лаувлиа (Lauvlia)

 

Дом-музей Киттельсена, в котором художник со своей семьёй жил с 1899 по 1908 год, был открыт в 1995 году. Усадьба расположена в живописном месте в Сигдале, рядом с озером Сунерен. Окрестности Лаувлиа послужили фоном и мотивами для многих произведений художника. В усадьбе сохранены многие оригинальные предметы быта и интерьера, сделанные и декорированные самим художником, - от дверных ручек до мебели и настенных украшений и росписей. Считается, что в этой усадьбе, где художник провёл самые счастливые и самые продуктивные годы своей жизни, как нигде более чувствуется «дух» Киттельсена. Ежегодно в Лаувлиа проводятся выставки его оригинальных картин и рисунков.

Музейный комплекс включает дом, построенный самим художником, в котором он жил со своей семьёй, бывшую прачечную (bryggerhuset), бывшие хозяйственные постройки.

 

Дом-музей Киттельсена в Блофарвеверкет

 

Блофарвеверкет (Blaafarveværket) — один из ведущих музейных комплексов Норвегии, созданный на базе старинных кобальтовых шахт.

В 1971 году было учреждено предприятие Stiftelsen Modums Blaafarveværket, со временем ставшее одним из самых посещаемых музеев Норвегии.

Большой популярностью у посетителей пользуются экскурсионные туры по старым шахтам. На территории музея сохранены и отреставрированы шахтёрские дома, доподлинно воссоздана атмосфера жизни позапрошлого столетия.

Помимо этого, руководство музейного комплекса с самого начала сделало ставку на культурную составляющую. За годы существования Блофарвеверкет стал одним из крупнейших выставочных центров в Норвегии. Ежегодно там проходят выставки, посвящённые творчеству норвежских и скандинавских художников, организуются концерты и другие мероприятия. Блофарвеверкет также занимается активной издательской деятельностью, выпуская каталоги, брошюры, открытки и другую продукцию.

 

В 1987 году наследники Теодора Киттельсена обратились к руководству музея Блофарвеверкет с просьбой рассмотреть возможность разместить «отцовское наследство» и создать постоянную экспозицию на территории музейного комплекса. Идея была всецело поддержана и реализована в последующие годы. Недалеко от шахт — главной достопримечательности Блофарвеверкет — был вновь построен большой дом, подобный тому, в которых когда-то жили шахтёры. Музей Киттельсена был открыт Его Величеством Харальдом 21 мая 1993 года. Экспозиция, посвящённая творчеству Киттельсена, состоит из двух основных частей:

1) предметы из личной коллекции художника, в том числе предметы мебели, с резьбой Киттельсена;

2) оригинальные рисунки и картины, выполненные художником.

 

Музеи

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Гость
Ответить в этой теме...

×   Вставлено с форматированием.   Вставить как обычный текст

  Разрешено использовать не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

Загрузка...
Авторизация  

  • Реклама

    Реклама от Google

  • Реклама

    Реклама от Yandex

  • Sape

×
×
  • Создать...