Kara Опубликовано 22 февраля, 2011 Поделиться Опубликовано 22 февраля, 2011 Похоронные обряды древних народов У зороастрийцев, когда умирал человек, его семья должна была поститься в течение 3 дней. Все это время священнослужитель усиленно читал молитвы. В третью ночь следовало кровавое жертвоприношение и ритуальное приношение огню - мясо жертвы и одежду покойника освящали. В течение тридцати дней в честь умершего ежедневно готовили особую пищу. На тридцатый день совершалось второе кровавое жертвоприношение. Через год после смерти - еще одно. Затем в течение 30 лет ежегодно душе умершего делались приношения. Зороастрийцы считали мертвое тело местом, где концентрируются злые силы, и потому избегали прикасаться к усопшим. Переноской и захоронением тел занимались профессиональные носильщики и могильщики, которые знали, как уберечься от злых сил и избежать заразы. По возможности старались совершить похоронный обряд и перенести тело на место трупоположения в день смерти. Согласно предписаниям Авесты, священной книги зороастрийцев, "нечистый" труп не должен был соприкасаться с чистыми стихиями - землей, водой и особо почитаемым огнем. Прикосновение к мертвому телу у многих народов считалось опасным. Индейцы племени дакота в Северной Америке устраивали себе паровую баню как средство очищения после убийства или прикосновения к трупу. У навахо человек, хоронивший мертвого, считался нечистым до поры, пока не вымоется освященной водой. На Мадагаскаре никто из сопровождавших погребальную процессию не смел войти во двор, не искупавшись; очищению подвергалась даже одежда плакальщиков, возвращавшихся с могилы. Также омовением очищали себя после похорон зулусы, кафры и другие африканские племена. Погружение в воду, окропление ею применялись у парсов при очищении человека, прикасавшегося к трупу. Считалось, что кропление святой водой гонит дьявола по всему телу, из сустава в сустав, и заставляет его наконец вылететь стрелой через большой палец левой ноги в злую область севера. Омовению нередко подвергались не только живые участники похорон, но и покойники. Конец жизни ацтека, например, сопровождался ритуальным очищением. В погребальную церемонию входил обряд окропления головы покойника очистительной водой, употреблявшейся в земной жизни. В некоторых случаях вместо воды в качестве очищающего средства применялся огонь. В Южной Африке у племени басуто, если ребенок перебегал через могилу, мать подзывала его к себе и разводила у его ног небольшой огонь. В Японии синтоистский культ объявлял нечистым все, что связано со смертью. Дважды в год, 31 декабря и 30 июня, согласно вере синтоистов, необходимо подвергнуться всенародному очистительному обряду (мацури). У восточных славян, как установил Д. К. Зеленин, отношение к умершему определялось типом его смерти: "Одна категория - "чистые" покойники, умершие естественной смертью: от болезни, от старости,- их называли обычно, безотносительно к возрасту и полу, родителями; другая - "нечистые" умершие (мертвяки, заложные), те, кто погиб неестественной, насильственной или преждевременной смертью: убитые, самоубийцы, утопленники, опойцы (умершие от пьянства); сюда же относились дети, умершие некрещенными, и колдуны. Отношение к этим двум категориям умерших было в корне различно: "родителей" почитали, смотрели на них как на покровителей семьи, а "мертвяков" боялись и старались обезвредить". Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Morelindo Опубликовано 13 марта, 2011 Поделиться Опубликовано 13 марта, 2011 ИНФОРМАЦИЯ К РАЗМЫШЛЕНИЮ: Обряды похорон у различных народов и в различные времена. Непохожесть рас, народов, этносов рождает и разнообразие погребальных обрядов. И у любого народа эти обряды являются частью культуры. Они определяют самосознание нации, а иногда и ступень ее нравственного развития. В некоторых странах, в разные времена, похороны были не просто частью культуры, но и целыми науками, и погребение было не только захоронением тела, но и целым искусством. В Древней Греции хоронить мертвых считалось святой обязанностью. Был случай, когда афиняне приговорили к смерти своих полководцев, выигравших битву при Аргинузах в 406 году до н.э., за то, что они не собрали (из-за сильной бури) тела погибших воинов и не предали их земле. Правила погребения распространялись даже на чужеземцев и противников. Погребали и своих, и чужих воинов, павших в бою. Если врага не могли похоронить, то его тело, по крайней мере, забрасывали землей. С той поры, как законами Солона (640-560 гг. до н.э.), афинского архонта, были уничтожены варварские обычаи, обряд погребения в Греции происходил следующим образом. Сразу после смерти умершему клали в рот монету (обол) - то была плата для Харона, перевозчика душ умерших в царство Аида. Затем покойника обмывали ближайшие родственники (как правило, женщины), намазывали маслом, делали венок из еловых веток или сельдерея, одевали в белые одежды. В гроб клали медовый пирожок - чтобы задобрить Цербера (собаку Харона). На второй день после смерти тело выставляли в передней части дома так, чтобы лицо и ноги покойника были обращены к двери дома. Родственники и друзья покойного находились в доме, а родственницы сидели вокруг постели умершего. При этом допускалось и присутствие посторонних женщин, но не моложе 60 лет. Женщины плакали, но чрезмерные выражения печали (царапание лица и т.п.) были запрещены законом Солона. Возле постели умершего ставили разрисованные глиняные сосуды, а при входе в дом стоял сосуд с водой, взятой из чужого дома, для омовения входящих (дом, в котором умер человек, считался нечистым). Ритуальными обрядами занимались сначала родственники, а впоследствии и посторонние люди за плату. На третий день перед восходом солнца происходил вынос тела. Его сопровождали нанятые плакальщицы или флейтисты, родственники и друзья. Труп или кремировали (сжигали), или хоронили в земле в гробах. Место для погребения находилось, как правило, вне города (в Спарте - внутри), но близ дороги, порой по ее обочинам. Нередко умерших хоронили в их имениях. В самих Афинах было отведено специальное место для погребения - перед конскими воротами. Надгробные камни, холмы, столбы, колонны, храмообразные здания и т.д. были собственностью семьи умершего, так что даже на суде право собственности на место погребения являлось доказательством родства. В могилу вместе с гробом клали сосуды и другую утварь. В более поздние времена этот обычай исчез. После погребения в доме усопшего родственники собирались на тризну. На 3-й день после смерти приносилась жертва, а на 9-й день - главная жертва, и еще одна жертва - на 30-й день. (Кровавые жертвы в Афинах были запрещены). Все это время родственники носили внешние знаки траура - черную (или в некоторых областях белую) одежду, снимали украшения, стригли волосы. В Древнем Риме, едва умершему закрывали глаза, как начинался громкий плач. Затем погребальщик (что-то вроде современного похоронного агента) посылал уборщика, который омывал труп, намазывал его маслом, одевал в тогу и клал на парадную постель. Рядом с постелью ставили курильницу, а в прихожей дома - ветки растений. Погребение следовало, как правило, на 8-й день. Тело выносили или торжественно, с провозглашением выноса глашатаем, или скромно, без шума. Делалось это до обеда. В похоронной процессии сначала шли музыканты, потом плакальщицы, певшие умершему похвалы, а затем актеры, которые иногда исполняли комические сцены из жизни покойника. За актерами несли восковые маски предков умершего и картины, изображавшие его деяния (особенно, если он был военным человеком). Окруженный курильницами, труп лежал на погребальных носилках с головой на возвышении, покрытый пурпурным или золотым покровом. Носилки несли родственники или вольноотпущенники умершего, а если хоронили знаменитого человека - то сенаторы и всадники. Бедных людей несли носильщики в простых деревянных ящиках. За носилками следовали наследники, родственники, вольноотпущенники и другие в траурных одеяниях. На форуме процессия останавливалась и кто-то из родственников говорил надгробную речь. Потом шествие возобновлялось. Труп, как и у греков, либо сжигали на погребальном костре, либо хоронили в земле. Место, где устраивали сожжение, называлось ustrina. Сначала на это место бросали цветы, венки и т.п., затем поджигали дрова, поднимали плач и лили на огонь вино или благовония. Когда костер догорал, тлеющие угли и золу тушили, собирали кости умершего, окропляли их вином и молоком, сушили и запечатывали в урну или ящик. Урну опускали в могилу, а вместе с ней - благовонные мази и масла. Возвращаясь домой, участники похорон очищали себя кроплением водой и переступанием через огонь. На 9-й день после погребения происходило жертвоприношение и угощение умершего, которое ставили на могилу. Дома или на могиле устраивали большой пир с приглашением гостей. Иногда родственники (когда хоронили знатного или богатого человека) угощали весь народ или устраивали раздачу мяса. Богатые поминки нередко завершались играми и боями гладиаторов. Ни у какого другого народа древности не был настолько сильно выработан культ смерти и загробного мира как у египтян. Реальная тленная жизнь воспринималась ими как иллюзия, некое отражение жизни потусторонней. Кончина человека отмечалась близкими и родственниками в самых экспрессивных формах. Мужчины не брились до окончания ритуала похорон, женщины обмазывали лица илом и ходили в белых траурных одеждах по улицам, выкрикивая: «Ах, какая беда!». Всю жизнь человек готовился предстать перед глазами самого могучего изо всех богов, приговор которого решал вопрос о дальнейшем существовании: в раю или в аду. Только если сохранилась оболочка, внешняя часть, тело может воскреснуть во второй, «настоящей» жизни. Чтобы приготовить тело для мумификации, высокочтимые жрецы в собачьих масках, уподобляясь богу Анубису с головой шакала, удаляли мозг и внутренности. Потом их, уже в мумифицированном виде, в особых сосудах «канопах», размещали рядом с саркофагом. Останки умершего вымывались пальмовым вином и наполнялись смесью из льняных, пропитанных смолой тканей, опилок, воска, кедрового масла и толченых ароматических веществ, таких как мирра и анис. Потом тело помещалось на 70 дней в поваренную соль и в момент торжественного окончания мумификации тщательно обматывалось льняными бинтами, длиной до нескольких сот метров. Амулеты, положенные на определенные места тела между отдельными слоями льна, должны были защищать умершего на его пути в потусторонний мир. И наконец, огромное погребальное шествие провожало мумию усопшего в деревянном саркофаге, близком по форме к человеческому телу. Музыканты и певицы с траурным пением шли впереди, оплакивая покойного, а танцовщицы в легких одеяниях несколько скрашивали этот последний земной путь. В конце процессии слуги несли бесчисленное количество погребальных даров, которые предназначались для удобной жизни в «Доме Вечности»: мебель, одежду, украшения и игры. Роспись на стенах гробницы, скульптуры людей и животных, модели домов и другие вещи не только демонстрировали «первую» жизнь умершего, но и воссоздавали привычную для него обстановку. Само собой разумеется, что только цари и очень богатые люди могли позволить себе такие помпезные похороны. Бедных просто оборачивали рогожей, выносили из населенного пункта на запад и зарывали в песок. Но никому: ни царю, ни слуге не удавалось обойти суд Осириса. На весах перед его престолом сердце покойного сравнивалось со страусиным пером - символом истины и знаком богини Маат. Только в тех случаях, когда сердце было так же легко как перо, т.е. свободно от грехов и зла, умерший попадал в «Край Блаженных». В противном случае его пожирал «Великий Обжора» Амт - громадное и ужасное чудовище с головой крокодила, телом льва и крупом бегемота. По другой версии. Амт бесцеремонно тащил грешника в пылающую преисподнюю. Саркофаги первых фараонов размещались в подземных гробницах, число помещений в которых доходило до 50. Над гробницей строилась «мастаба» - древняя первоначальная форма пирамид - удлиненное сооружение с наклоненными внутрь внешними стенами. В период Древнего Царства (2665 - 2115 гг. до н.э.) наступило время пирамид - блистательная эпоха египетской истории. Выше и выше хотелось подняться властным царям, которым казалось, будто они из своего Мемфиса (называвшегося тогда Мефер Пепи) управляют всем миром. В своем блеске они стремились сравняться с солнечным диском Атоном - воплощением бога солнца Ра, дарящим жизнь, любовь и счастье. Помог им в этом стремлении уникальный всесторонне развитый человек по имени Имхотеп. Он был не только врачом или жрецом, но в первую очередь - гениальным зодчим. Именно он способствовал развитию каменной архитектуры, создавая предпосылки для строительства «небоскребов»-пирамид. Хеопс, которого первоначально звали Хуфу, или Хнумхуфу (Хнум - бог плодородия, владыка водопадов, Хуфу - защитник), - второй фараон четвертой династии - был, очевидно, склонен к гигантомании. Его гробница, строившаяся возле Гизы с 2551 по 2526 год до н.э., по замыслу, должна была оставаться самой высокой во все времена. Отчасти это удалось осуществить: в древние времена она считалась одним из семи легендарных чудес света, и сегодня эта пирамида остается самым высоким каменным сооружением в мире. Ее точная высота - 146,60 метров, длина сторон - 230,28 метров, площадь основания - 5,30 гектаров, вес пирамиды составляет более шести миллионов тонн. На основании пирамиды легко разместились бы: римский собор св.Петра, собор св.Павла вместе с Вестминстерским аббатством Лондона и еще соборы Милана и Флоренции. Бесспорно, пришлось потратить гигантские усилия. Более 10,000 каменотесов тяжелыми, острыми зубилами из твердого долерила вырубали блоки из скал. Более 20 лет потребовалось, чтобы 35,000 человек под контролем чиновников и жрецов смогло сложить пирамиду до самой вершины, которая, возможно, была позолоченной. Западные и восточные славяне до принятия христианской веры предпочитали кремацию, южные же, как правило, хоронили в земле и над могилой насыпали курган. Позднее курганную систему захоронений переняли у славян скифы и сарматы. Хотя курганы разных видов встречаются у многих народов мира, скифы оставили наиболее впечатляющие курганные погребения. При похоронах царей и скифской знати погребальные сооружения опускали в грунт на 10-12 метров и сверху устраивали насыпи до 20 метров. Камеры, где находились тела усопших соединялись с выходными ямами при помощи подземных коридоров. Отдельно (но под общей насыпью) устраивались могилы для слуг (оруженосцев, виночерпиев и т.д.(, а также для коней. Иногда дополнительные гробницы «впускали» в готовый курган. В некоторых регионах, где проживали славяне, до крещения Руси было распространено водное погребение, а также соединение водного погребения с кремацией - сожжение в лодке, пущенной по реке. Вятичи, как свидетельствуют летописи, еще в XI веке активно практиковали трупосожжение. Русь была крещена в X веке, но еще в течение двух-трех последующих столетий многие сельские жители хоронили своих покойников по-язычески, а иногда сочетали два обряда - христианский и языческий. В захоронениях тех времен вместе с крестиками можно встретить амулеты - медвежьи клыки и т.д. Даже в могилах заведомо крещенных людей (новгородских посадников) можно встретить оружие, хотя это явно противоречит обряду православного погребения. Русский похоронный обряд за последние несколько веков почти не изменился. «В русской крестьянской семье умершего при любых обстоятельствах обмывали, переодевали в чистую, иногда весьма дорогую одежду. Клали покойника на лавку, головой в красный угол (в красном углу находились иконы), укрывали белым холстом (саваном), руки складывали на груди, давая в правую белый платочек. Похороны совершались на третий день, особо чтимых умерших несли на руках до самого кладбища. Все это сопровождалось плачами и причитаниями... Похороны всегда заканчивались поминками, или тризной, для чего готовились специальные поминальные кушанья». Еще на кладбище покойника поминали кутьей - круто сваренным рисом, в который добавлен изюм. Среди обязательных кушаний на русских поминках - блины. Айны (Дальний Восток) первоначально хоронили мертвых недалеко от хижин; впоследствии стали устраивать отдельные кладбища. При этом применялись захоронения двух типов: подземное, с установкой надгробия, и наземное, когда тело помещали в ящик в форме домика. При захоронении в земле в качестве гробов айны зачастую использовали плетеные циновки, в которые заворачивали покойника. Если умирал вождь, его тело бальзамировали, высушивали и хоронили не ранее чем через год. Айны на мертвецах не экономили, но, снабжая их инструментами, курительными трубками, оружием, домашней утварью, все предметы предварительно разламывали. Исследователи считают, что это обосновывалось потребностью «освободить души вещей от материальной оболочки». Наиболее распространенными типами погребений у других народов в древности были кремация (сожжение) и ингумация (захоронение в земле). Так поступали, например, древние народы Ирана, калифорнийские индейцы, племена Латинской Америки (ацтеки и другие), германцы (свевы). При кремации тело покойного сжигали на костре, затем тщательно собирали кости и захоранивали. Обряд публичного сожжения покойника до сих пор активно практикуется в Индии. Протоиндоиранцы, принадлежавшие к одной из «ямных» степных культур, хоронили знатных сородичей на дне глубоких колодцев, покрытых земляными курганами. Простолюдинов в соответствии с их званием просто зарывали в землю. Зороастрийцы, которые преклонялись перед огнем и не хотели осквернять его мертвой плотью, оставляли труп в каком-либо пустынном месте (на каменистых склонах), где его пожирали птицы-стервятники и питающиеся падалью звери. Для зороастрийцев было важно, чтобы мертвое тело, оставленное на съедение птицам и зверям, не соприкасалось с землей, водой и благородными растениями. Обглоданные, обветренные, высушенные солнцем кости собирали и хоронили так же, как в обрядах индоарийцев. Народы, населявшие территорию Анатолии в VII-VI тысячелетии до н.э., раздельно хоронили мужчин и женщин. Погребения женщин зачастую устраивали под полами некоторых святилищ (это было связано с культом женщины-богини, женщины-жрицы, символизировавшей единство жизни и смерти). Прочих же покойников (мужчин и детей) нередко хоронили прямо под полами жилых домов. Сарматы, меоты и другие народы, населявшие в античный период Причерноморье, рыли простые земляные ямы прямоугольной или овальной формы; иногда их стенки выкладывали плитами, иногда перекрывали сверху камнем. Существовала форма так называемой подбойной могилы - с нишей, вырытой в одной из стенок могильной ямы. В ранних захоронениях глубина могил доходила до четырех метров, позднее стали ограничиваться полутора метрами. Для людей богатых приготавливали могилы с заплечиками (ступеньками). Заплечики использовали для перекрытия могилы досками или камнями. Изредка встречались парные захоронения. Над могилой выкладывался круг из камней или насыпался мелкий камень. Иногда еще к этому добавляли высеченную из известняка четырехугольную плиту, завершающуюся диском, - примитивное изображение человека. У чеченов и ингушей (Северный Кавказ) старые могильники состояли из каменных склепов, ложенных таким образом, что тела умерших практически изолировались от земли и воздуха. Мальгаши (Мадагаскар) с древних времен и до наших дней устраивают могилы в пещерах. Торайя (Индонезия) строят усыпальницы на высоких сваях, а изогнутые вверх крыши складывают из расщепленных стволов бамбука. Наружные деревянные панели строения покрыты сложным орнаментом, элементы которого - листья деревьев, переплетенные корни морских растений, животные, восходящее солнце и так далее. При этом изображение солнца как творца жизни располагается ровно между двумя изгибами кровли. Затем приступают к строительству «лаккина» - огромного катафалка. На нем покойника везут в «поле смерти». Вокруг «поля» возводят временные жилища, предназначенные для всех, кто желает принять участие в погребальной церемонии. На Самоа, Тонга, Маркизских островах, если умирал вождь, его тело бальзамировалось и помещалось в особую усыпальницу. Рядовых же членов племени зарывали в землю, пускали в лодке в море, иногда применяли воздушный способ захоронения - на дереве или на деревянном помосте. Латиноамериканская народность чибча (муиски), располагавшаяся на территории современной Колумбии, своих наиболее храбрых воинов мумифицировала; их тела считались священными. Некоторые из этих мумий продолжали участвовать в жизни своего народа - во время битв их на носилках доставляли в самое пекло сражения для воодушевления воинов. У многих народов мира при погребении правителей и вождей вместе с ними в могиле хоронили лошадей, колесницы, дорогие вещи и украшения. Отличительной чертой похоронных ритуалов многих древних культур было захоронение людей, убитых или покончивших с собой специально для сопровождения умершего. У миштеков (древняя Мексика) со знатным покойником погребалась и его свита, обреченная следовать за своим владыкой и в преисподнюю. При раскопках гробницы вавилонского царя Ура (XXXV век до н.э.) было обнаружено 59 человек, захороненных вместе с ним. Особо многочисленны человеческие жертвы в китайских захоронениях времен царства Цинь. 66 человек, погребенных с циньским правителем У-гуном, 177 человек, погребенных с правителем Му-гуном, и т.д., это детский лепет по сравнению с количеством людей, сопровождавших на тот свет Цинь Ши-хуана. Над сооружением гробницы для него в течение 10 лет трудилось более 700 тысяч человек. Гробница представляла собой дворец с сотнями залов, наполненных драгоценностями; там были сделаны искусственные водоемы и русла, по которым текли реки из ртути. На потолках написали изображения небесных явлений, а на полу - флору и фауну земли. Понятно, что для гробницы таких масштабов требовалось соответствующее количество попутчиков на тот свет. Вот почему император Эр Ши приказал всем красавицам из 270 окрестных дворцов, не имевшим детей, сопровождать Цинь Ши-Хуана. По оценкам специалистов, их количество составляло не меньше 3 тысяч! Помимо этого Эр Ши, опасаясь, что строители выдадут тайну местонахождения сокровищ, закопал живьем всех строителей, работавших внутри самой усыпальницы. Как правило, вместе с умершим на тот свет отправляли и часть его рабов. Делалось это по двум соображениям. Во-первых, рабы должны были служить умершему в загробном мире, а во-вторых, рабы наряду с изделиями из бронзы, яшмы, камня, кости, гончарными изделиями, скотом (который в рабовладельческом Китае ценился дороже людей) предназначались для подкупа духов загробного мира, чтобы они не делали зла родственникам умершего или не принесли еще большего ущерба имуществу. Скифы, при погребении знатного человека, вместе с ним хоронили нескольких насильственно убитых слуг, верховых лошадей (иногда до 12). В специальных тайниках клали ритуальные сосуды из драгоценных металлов, золотые украшения, парадное оружие. В камеры-катакомбы ставили амфоры с вином, бронзовые котлы для приготовления пищи и другую утварь. Южные славяне были поскромнее скифов. При погребении вождей и других знатных персон они, как правило, убивали только одного коня, изредка к коню прибавляли раба и еще реже - жену. А вот у никобарцев при похоронах усопшего мужского пола полагалось погребать буквально все его имущество. Но зато жену покойника мог заменить в могиле... сустав ее пальца, да и то если вдова соглашалась на это добровольно. В случае ее отказа в одном из столбов дома умершего делался глубокий вырез, символизировавший жертвоприношение. Некоторые народы считали чрезвычайно важным выбор места для кладбища. В Древнем Китае существовало гадание под названием фынь-шуй («ветер и вода»). С помощью его даосские жрецы определяли благоприятные и неблагоприятные места как для жизни людей, так и для их погребения. Историки упоминают о случаях, когда по указаниям жрецов тела умерших родственников переносили из «неблагоприятной» могилы в «счастливую». У викингов до XI века встречалось погребение усопших в ладье; одно из таких захоронений найдено на территории Саффолка в Саттон Ху. Среди других типов могильников можно назвать: поле погребальных урн (керамические урны с прахом кремированных; известны в культуре Кишапоштаг в Венгрии, в культуре Кырна в Румынии, в Северной Италии, у кельтов и др.); дольмен, камерная гробница, галерейная гробница (культура Сены-Уазы-Марны), дюсс (циста из плит, перекрытая камнями, с числом погребенных от 1 до 6; характерно для Северной Европы), толос (камера в форме улья; известна в районе Эгейского бассейна), каменные пирамиды. Как повествуется в «Книге о еврейской концепции», умершего еврея стараются похоронить по возможности быстрее. Этого требует традиция, согласно которой скорость похорон - признак уважения к покойному. Традиция же предписывает избегать роскоши при подготовке погребения: ткани, в которые заворачивают умершего, должны быть из простого льна, гроб также должен быть простым и деревянным. Простота символизирует равенство людей перед лицом смерти и подавляет стремление к роскошным похоронам, которые отнюдь не всем по карману. Бальзамирование у евреев не употребляется, поскольку «из праха человек возник и в прах он вернется». На кладбище при опускании тела в могилу дети умершего читают особую молитву - каддиш. После погребения отца или матери каддиш читается во время службы в синагоге в течение 11 месяцев в каждый год в годовщину их смерти. Близкая родня умершего в течение недели, за исключением субботнего дня и дней религиозных еврейских праздников, соблюдает период глубокого траура - так называемая «шива». Присутствие других людей на церемонии погребения и посещение осиротевшей семьи во время траура является актом сочувствия и милосердия («мицва»). По возвращении с похорон следует трапеза, в которую обязательно должны быть включены крутые яйца. По мусульманскому обычаю покойника хоронят на третий день. Его выносят из дома ногами вперед на табуте - железных носилках с закругленным верхом. Если хоронят ребенка, то заранее покупают голубей по числу лет умершего, и при выходе похоронной процессии из дома кто-нибудь из родственников открывает дверцу клетки и выпускает голубей на волю. Гроб мусульмане не используют а пеленают умершего в саван из хлопчатобумажной ткани. Верх савана черного цвета, а низ - красного. В прежние времена на дно могилы стелили ковер, но сейчас по понятным причинам мусульмане республик Средней Азии и Закавказья этого не делают. Если хоронят ребенка, в могилу кладут его любимые игрушки. При погребении мулла громко читает молитвы, среди которых сура из Корана, именуемая Ясин. Речи говорить не принято. После захоронения и ухода с кладбища провожавших у могилы остается мулла. Связано это с представлениями о так называемых могильных наказаниях, согласно которым умерший оживает в гробу, и тогда к нему являются два ангела по имени Мункир и Накир - опрашиватели и истязатели. Они «допрашивают» покойника, а в задачу муллы входит подсказка ответов и чтение молитв. В давние времена Мулла оставался у могилы до восхода солнца, а в наше время - примерно на час. В семье умершего отмечают третий, седьмой и сороковой день с момента смерти. Кроме того, родные и друзья покойника собираются каждый четверг от седьмого до сорокового дня, а иногда и от сорокового дня до года. На поминальной трапезе в день погребения подаются чай, халва, сахар - и больше ничего. Во главе стола сидит мулла (или трое мулл). При этом мужчины и женщины собираются в отдельных помещениях. Участники трапезы ведут философско-успокоительные разговоры - отвлеченные беседы о нравственных категориях, о бренности. Рекордными по длительности в наше время являются похороны у торайя (остров Сулавеси, Индонезия). В течение трех дней покойник остается в своем доме, в окружении членов семьи. На следующий, четвертый день происходит его пеленание наподобие мумии, этим занимаются специально нанятые люди. Во время такой церемонии родственники отрывают куски от своих одежд и вкладывают их между тяжелыми домоткаными полосами материи, используемой исключительно на похоронах. Ткань перекладывают ветками капока, обладающего хорошими гигроскопическими свойствами, благодаря чему тело как бы мумифицируется. Завернутый таким образом труп помещают в ритуальный «дом» - усыпальницу, где тело покойного остается месяцы, а иногда и годы (!), пока идет подготовка к завершающему ритуальному обряду. Все это время о покойнике говорят как о «спящем», не употребляя понятия «умерший». Покойник окружен самыми роскошными предметами утвари, при нем постоянно находятся члены семьи или слуги, которые поддерживают чистоту в помещении. Рядом с телом, помимо прочей утвари, ставят чашку и кувшин. Считается, что душа «спящего» в это время собирается в путь в страну духов и сам он еще не умер, а только болен. «Официально» смерть наступает тогда, когда труп покойника несколько раз подбросят вверх, а потом положат ногами на юг. Своеобразен обряд кремации покойника и сожжения вдовы на его погребальном костре, практикующийся и поныне в Индии. Совершив обряд омовения, облачившись в лучшие одежды, вдова с распущенными волосами следует на берег реки или озера - традиционное место совершения сати. При этом она окружена родственниками, которые, образовав вокруг женщины круг, идут рядом. Исследователь этого обычая И.Караванов пишет, что, «согласно традиции, каждый, кто встретит на своем пути траурную процессию, должен присоединиться к ней. Носилки с покойным устанавливают на погребальном костре, устроенном наподобие ложа. Поверх него набрасывается покрывало, расшитое ритуальным узором. У костра вдова снимает все украшения и раздает их близким. А те угощают ее засахаренными фруктами и передают устные сообщения для усопших родственников. Женщину трижды обводят вокруг умершего, поддерживая ее под руки. В последний момент силы часто оставляют вдову, и она беспомощно повисает на руках сопровождающих. Жрец быстро произносит мантры и окропляет ее водой из Ганга (вода Ганга является для индусов священной). Вдове помогают подняться на костер. Она садится с левой стороны от мужа и кладет его голову себе на колени. Кто-нибудь из родственников поджигает поленья... Чтобы женщина не выбросилась из костра, ее ноги приковывают к тяжелым плахам железными цепями. Раньше бывало, что брахман дубинкой оглушал обезумевшую от боли женщину, если она выскакивала из костра. Чтобы притупить боль, вдовы перед самосожжением часто принимают особый наркотический напиток.» В той же Индии существует необычный обряд похорон в общине евнухов (предполагают, что община эта насчитывает от 50 до 100 тысяч человек). Захоронения своих покойников евнухи производят только ночью. Остальные особенности ритуала не менее оригинальны. Покойника к месту кремации доставляют в вертикальном положении. Следующий этап - оплевывание (в буквальном смысле слова) умершего и грубая брань в его адрес. И лишь затем приступают к кремации. Суть обряда - отбить у души покойника желание при реинкарнации снова поселиться в теле евнуха. Таким образом, мы видим, насколько отличаются похоронные обряды у разных народов, в разные времена. Понятно, что ритуалы похорон идут прежде всего от этнокультурных традиций данного народа. И каждый ритуал особен и неподражаем. Занание - Единственное Благо, а единственное Зло есть Невежество "Нет Религии выше Истины" Е.П.Блаватская "Nec Deus intersit - Пусть Бог не вмешивается" Гораций Аmor non est medicabililis herbis - любовь травами не лечится Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Рекомендуемые сообщения
Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь
Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий
Создать учетную запись
Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!
Регистрация нового пользователяВойти
Уже есть аккаунт? Войти в систему.
Войти