Перейти к содержанию

Праздники в честь Богов


Alastriona

Рекомендуемые сообщения

2 ноября

Дзяды

Этот праздник (как и Радуница) связан с распространенным на Беларуси культом предков. Дзяды (Деды) отмечали: перед масленой неделей, во вторник на второй неделе после Великодня (Радуницы); в субботу перед неделей святой Троицы; перед летним праздником Петра и Павла; а также осенью.

Осенние Дзяды в древности отмечались в третью субботу после Покрова (14 октября). Современная народная традиция - отмечать этот день в одну из суббот с 1 по 11 ноября. Государственный День памяти - 2 ноября.

В этот день поминали всех предков независимо от их места захоронения. В доме убирались, вся семья мылась, женщины готовили различные блюда. Перед ужином в доме открывались все двери, чтобы предки могли аходить и садиться за стол. Перед тем как приступить к очередному блюду, часть его откладывали на специальную тарелку для духов.

Число блюд на столе могло быть различным, но обязательно нечетным и не меньше пяти. Каждое блюдо подавалось парно в четном количество (если 7 блюд, то на 14 тарелках). Тем самым уравновешивалась ситуация, когда не должны быть в обиде ни живые, ни умершие.

Во время праздничного ужина позволялось говорить только о дедах - их жизни, отдельных случаях и чертах характера, вспоминались их слова и наставления, мудрые советы и добрые дела. Начинался этот разговор с рассказа о самом старейшем и наиболее известном предке, а заканчивался воспоминанием об умерших совсем недавно.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Ответов 83
  • Создана
  • Последний ответ

Топ авторов темы

10 ноября

День Макоши - Пятницы

Образ святой великомученицы Параскевии в народном сознании связался с остатками культа древней языческой богини Макоши. Основой для слияния стала общность функций - и Макошь, и Параскева покровительствовали браку и родам, а также всем женским занятиям. Днем поминовения Макоши считалась пятница. Но и после принятия христианства пятый день недели - Пятница связывался со святыми женского пола. Не случайно культ Пятницы постепенно заслонил собой архаичную Макощь. Вероятно, со временем все обычаи чествования Пятницы соединились с образом святой великомученицы Параскевии (в чем немалую роль сыграло и созвучие наименований: параскеон - пятница по-гречески).

Посвященный Макоше праздник отмечался по старому стилю 28 октября и именовался Пятницей, хотя далеко не всегда он приходился на пятницу.

В этот день женщинам категорически запрещалось прясть ткань, стирать, а так же купаться и купать детей. Считалось, что Макошь может сурово наказать нарушающих запреты. Наслать болезни, порвать полотно или спутать нитки на веретене.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

21 ноября

Михайлов день

 

На Михайлов день, по народному обычаю, ублажали Дворового. Он считался младшим братом Домового, но его старались задобрить, чтобы он остался жить во дворе и не прислал вместо себя Лихого. Для этого после произнесения специального заговора во дворе проводилась дегтем полоса, за которую дворового просили не выходить.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

25 ноября

Марена

Марена - Двадцать пятого ноября устанавливается премерзкая погода: дождь, снег, холодный ветер, слякоть. На зачине не произносится никаких славлений, не возжигается огонь, не приносятся жертвы и требы. Обавница провозглашает:

“А ни Мара ни Морока не смиемо славити”.

После этого люди, чтобы показать, что не боятся Марены, идут на болото, где тушат горящие головни в болотной елани (не замёрзшей трясине).

Обрядовая пища: кисель, оладьи, морковь, репа.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

19 декабря

Йоль

Из всех празднеств наших предков Йоль, несомненно, самый главный, самый священный и самый могущественный. В эти ночи все миры сходятся в Мидгарде: боги и богини нисходят на землю, тролли и эльфы беседуют с людьми, мертвые выходят из Нижних Миров; те же из людей, кто часто общается с Миром Иным, на время покидают свои тела и присоединяются к всадникам Дикой Охоты (oskorei - “наездники Асгарда”), или же становятся вервольфами и прочими духами.

Также Йоль - дни великого пира и праздника, в которые все члены клана собирались вместе, дабы вновь встретить Солнце, восставшее из мрака, и узреть возрожденный мир. Неслучайно элементы Йоля сохранились и в христианском Рождестве - как, например, вечнозеленое дерево, символизирующее жизнь, которая продолжится и после зимних холодов.

Происхождение слова “Йоль” теряется в глубине веков. Скорее всего, оно восходит к индоевропейскому корню со значением “вращаться”, “крутиться”, “колесо”. Возможно, оно означает “время поворота”, “поворот года”, “время жертвоприношений” или “темное время”.

По традиции Йоль длится 13 ночей, которые называют “Ночи духов”, что сохранилось и в немецком их наименовании, Weihnachten. Эти тринадцать ночей, от первого заката солнца и до последнего рассвета, - брешь между двумя годами, сакральный период, в течение которого нет ни привычного времени, ни привычных границ, когда вершиться жребий богов и вращается веретено богини Судьбы, Урд.

В древности у англосаксонских племен Йоль начинался за ночь до зимнего солнцестояния (19 или 20 декабря в зависимости от года). По свидетельству Беды Историка, эта ночь называлась “материнской”, и если раньше, судя по всему, она была посвящена ритуалам, связанным с дисами и Фригг, то сейчас это выражается как вечер “в кругу семьи”.

Однако самая важная ночь Йоля - это, конечно же, солнцестояние, самая длинная ночь года, во время которой настоящими властителями в этом мире становятся духи. В эту ночь зажигали “костер Йоля” и охраняли дом от злых духов; в эту же ночь давались самые искренние клятвы и обещания. Верили также, что не следует быть одному в эту ночь - ведь тогда человек остается наедине с мертвыми и духами Иного Мира…

Заканчивается Йоль на “двенадцатую ночь” (собственно, тринадцатую, о чем свидетельствует даже ее древнеисландское наименование, Threttandi) - то есть, 6 января по христианскому летоисчислению (если считать от ночи христианского Рождества на 25 декабря), или же 1-2 января по древнегерманскому летоисчислению (если считать от 19 или 20 декабря).

Следующий день считался “днем судьбы” - все, что сказано и сделано до захода солнца, определяло все события наступившего года (откуда и повелось наше “как Новый год встретишь, так его и проведешь”). Считалось, что нет более верных знамений, чем те, что были явлены во время “Двенадцатой Ночи”; и самые сильные слова - те, что сказаны в эту ночь.

Заметим, впрочем, что, по мнению некоторых историков, в древние времена германский Йоль отмечался на несколько дней позже, нежели чем христианское Рождество. Так, в Норвегии “Двенадцатая Ночь” (“Кнутов день”) приходилась на 13 января; некоторые считают, что “Двенадцатую Ночь” отмечали 14 января по современному календарю. Однако большинство современных общин Асатру, тем не менее, предпочитают совмещать Йоль с христианским праздником Рождества и зимним солнцестоянием.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

20 декабря

Ночь матери

 

Ночь матери - это ночь перед зимним солнцестоянием. Это конец года. Вся годовая работа закончена, закрома полны. Время подвести итоги и отблагодарить богов и домашних духов за их содействие во всех делах в течение всего года. Время освободиться от всех забот и тревог для встречи нового жизненного цикла. Это темное, женское время.

Через 12 ночей родится Новый год. Хозяйки наводят порядок в доме, украшают его и собирает семью у очага. Они славят Богинь. Мать открывает врата Иного Мира, чтобы впустить в наш мир новую жизнь.

Все работы по дому должны быть окончены к вечеру этого дня, венок Йоля должен быть сделан и весь дом должен быть украшен зеленью Йоля (еловыми ветками). По возможности, вся семья должна сходить в баню или сауну (по крайней мере, просто помыться) во второй половине дня, дабы души и тела очистились.

Венок из еловых или сосновых веток с 8-ю свечами должен быть приготовлен и установлен на каминной доске либо в месте, являющемся “сердцем” дома.

Свечи в венке Йоля должны гореть всю ночь, а по возможности - до 12-й Ночи.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

25 декабря

Коляда

Коляда — солнце-младенец, в славянской мифологии — воплощение новогоднего цикла, а также персонаж праздников, сходный с Авсенем.

Коляда праздновался в зимние святки с 25 декабря (поворот солнца на весну) по 5-6 января.

 

“Когда-то Коляду воспринимали не как ряженого. Коляда была божеством, причем одним из влиятельных. Коляду кликали, зазывали. Коляде посвящали предновогодние дни, в ее честь устраивались игрища, учиняемые впоследствии на Святках. Последний патриарший запрет на поклонение Коляде был издан 24 декабря 1684 года. Полагают, что Коляда признавалась славянами за божество веселья, потому-то его и призывали, кликали в новогодние празднества веселые ватаги молодежи”

А. Стрижев “Народный календарь”

 

День “на воробьиный скок” прибыл и начинает разгораться зимнее солнце, Славяне отмечают Коляду. Перед празднеством кудесник воет волком (вещий вой), прогоняя злых духов. По окончании зачина, всем подносится братина с хмельным напитком и обавник восклицает:

 

“Овсень, куда едешь? Мосты мостить!

Кому ездить? Коляде государю!

На чем ему ездить?

На солнечной свинке!

Чем погонять?

Поросенком!”

 

Накануне Нового года, дети собирались колядовать под окнами богатых крестьян, величали хозяина в песнях, твердили имя Коляды и просили денег. Святошные игрища и гадания — остатки этого праздника древних. Обряды сохранились в народе, и в последнее время становятся все более популярными. “Колядники” рядятся в одежды, изображают зверей, чертей, с музыкой, с торбами, в которые собирают угощения, ходят по улицам, поют колядки. Коляда — веселое, желанное божество.

 

На пиру поминают Тура, поедая обрядовое печенье в виде коров (каравай, рогалики). Вместо жертвенного ягненка едят печенье в виде бараньей головы (баранки, кренделя). Непременно нужно попробовать узвар и кутью. Праздник заканчивается игрищами. Обязательно нужно вкатить горящее колесо в гору со словами:

“В гору катись, с весной воротись”.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

31 декабря

Двенадцатая Ночь

Хогманай

Щедрец

 

Двенадцатой Ночью заканчивается Йоль (собственно, тринадцатой, о чем свидетельствует даже ее древнеисландское наименование, Threttandi.

 

Следующий день считался “днем судьбы” - все, что сказано и сделано до захода солнца, определяло все события наступившего года (откуда и повелось наше “как Новый год встретишь, так его и проведешь”).

 

Считалось, что нет более верных знамений, чем те, что были явлены во время Двенадцатой Ночи; и самые сильные слова - те, что сказаны в эту ночь.

 

Завершение праздников Йоля, когда вновь совершаются ритуалы, посвященные Фрею. Наивысшая точка зимнего солнцестояния.

 

 

 

Это Новый год в шотландском национальном стиле. Это масштабное событие включает в себя факельные шествия (и вообще всякого рода огненные развлечения), а также разные вечеринки, представления и аттракционы, на которые можно попасть, купив билет. Самые значительные хогманайские мероприятия проходят на улицах Эдинбурга (High Street) и Глазго.

 

Как правило, Хогманай начинается рано вечером 31 декабря и продолжается до утра или до поздней ночи. В принципе, шотландский способ встречи нового года похож на все остальные, но есть и пресловутые “мелкие различия”. Например, принято в полночь распевать хором традиционную новогоднюю песню Auld Lang Syne (мотив ее наверняка вам знаком, как минимум - смутно) и после этого со всеми целоваться. Когда все, наконец, налобызаются, party возобновится.

 

Этимология слова Hogmanay не совсем ясна. Возможно, оно происходит от гэльского “oge maidne”, что означает “новое утро”. Другие историки считают, что название праздника - англо-саксонского происхождения и изначально писалось как “Haleg Moneth” - “святой месяц”. Какой бы ни была правда, очевидно, что Хогманай - очень древний праздник, который отмечали еще язычники, предусмотрительно поклонявшиеся среди зимы огню и солнцу. Также он связан и с праздником солнцеворота, который существовал у викингов. Главный символ Хогманая - это огонь. Считается, что, зажигая его вечером 31 декабря, вы тем самым переносите мудрость из старого года в новый. Также это эффективный способ покончить со всеми черными мыслями и невзгодами прошлого и войти в новый год со свежей надеждой. Логично, что такое большое значение имеют в канун Нового года факельные процессии, верчение “огненных шаров” (fireballs swinging), костры, фейерверки и иллюминация.

 

Другие элементы национального колорита - эта народный танец кайли (ceilidh) и так называемая “примета первой ноги” (first-footing), суть которой в том, что процветание семьи в наступившем году зависит от масти первого гостя. Крайне желательно, чтобы это был симпатичный брюнет без заметных физических изъянов, но с кусочком угля. Почему именно темноволосый? Скорее всего, настороженное отношение к блондинам связано с исторической памятью о нашествиях викингов. Ничего хорошего от них ждать, как известно, не приходилось - разбойники.

 

Ну, а после того, как вас посетил темноволосый молодец, можно пускать в дом кого ни попадя, а также самому свободно ходить в гости, независимо от окраса и степени ущербности. Нагулявшись по морозу среди праздничной толпы, рекомендуется заявиться на огонек к друзьям, родственникам, друзьям друзей, а то и вовсе к незнакомым людям, с которыми судьба свела вас в эту волшебную ночь.

 

Последний день святок по старому стилю - Щедрец, знаменит своими щедровками и праздничным пиром. Обязательно присутствие на столе свинины, которая означает плодородие. Перед пиром необходимо повеселить народ щедровками. Состав ряженых такой же, как и на Коляде.

 

Колядовщики подходят к дому или к толпе людей и поют: Щедрый вечер! Добрый вечер!

 

Затем колядовщики начинают “коляду томить”, т.е. выпрашивать у хозяев гостинцы, жалуясь на то, что-де “шли из далека”, “у козы ноги болят” и т.д. Хозяева упираются, отшучиваются. Тогда ряженые приступают к пению щедровок, некоторые содержат в себе шуточные угрозы.

 

Считается большим стыдом не одарить колядовщиков. Таким жадным хозяевам ряженые посылают “проклятьице”:

“Уж дай им, Свароже, по спине и по роже.

Разрази их, Перун-батюшка!

Пустой им мешок, дырявый горшок!”

 

Набрав мешок гостинцев, колядовщики расходятся, чтобы встретить Новый год в семейном кругу.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
  • Реклама

    Реклама от Yandex

  • Sape


×
×
  • Создать...